[an error occurred while processing this directive]
Шевкунов В.В.
РЕДАКТОР ПРОГРАММ НА БЭЙСИКЕ
для ОС ОНИКС
(руководство для пользователя)
МОСКВА, 1991г.
ВВЕДЕНИЕ
Данная программа предназначена для подготовки текстов программ на языке Бэйсик.
Программа работает в двух режимах :
- в командном
- в текстовом
В командном режиме Редактор производит действия с текстом программы в целом, как с отдельной информационной единицей.
В текстовом режиме программа осуществляет преобразования внутри текста.
Переход к текстовому режиму может происходить только через командный режим.
2 ЗАПУСК ПРОГРАММЫ
Для запуска программы с диска войдите в директорию ROMS:
*DIR ROMS <ввод>
и запустите резидентный модуль BASICED:
*BOOT BASICED <ввод>
На экране высветится ряд собщений после которых появится символ ">", который означает, что программа Редактор находится в "командном режиме".
3 КОМАНДНЫЙ РЕЖИМ
Список команд :
Форматы команд Назначение APPEND p - подсоединить программу p (с диска) в конец набранной программы BACK c - изменить цвет фона в текстовом режиме CHANGE s1 s2 - во всей программе заменить строку s1 на s2 END - посмотреть конец программы EDIT s - искать строку s по всему тексту программы EXIT - выход из Редактора FIND s - найти все строки, содержащие строку s FORE c - изменить цвет текста в текстовом режиме GOTO - найти строку с маркером HELP - посмотреть форматы команд IE - вставить строку после последней набранной INFO - посмотреть информацию о состоянии процесса редактирования INSERT - в текстовом режиме перейти в режим "вставки" IT - вставить строку перед первой набранной LOAD p - загрузить в память новую программу p (с диска) LABEL - преобразовать номера строк в метки. MODE n - установить экранный режим (MODE) = n NEW - набрать новый текст (на экране дисплея) NOSCROLL - отменить сдвиг строк при достижении курсором верхней или нижней границы экрана NUMBER - преобразовать метки в номера строк. OLD - восстановить программу в памяти OVERTYPE - в текстовом режиме перейти в режим "замены" QCHANGE s1 s2 - интерактивная замена строки s1 на строку s2 RENUMBER n1 n2 - перенумеровать строки программы начиная с n1, с шагом n2 RUN - выполнить набранную программу SAVE p - сохранить набранную программу на диске под именем p SCROLL - сдвигать строки при достижении курсором верхней или нижней границы экрана TOP - посмотреть начало программы TAB n - установить шаг табуляции = n (для клавиши <УПР/I>) n - показать набранный текст так, чтобы строка с номером n была первой на экране
Использованные обозначения :
p - имя файла, содержащего программу на Бэйсике s, s1, s2 - строки (без кавычек) n, n1, n2 - числа (положительные, целые) c - цвет, может принимать значения : N - черный R - красный G - зеленый Y - желтый B - синий M - розовый C - голубой W - белый
Действия по выполнению команд
Для выполнения команд необходимо выполнить следующие действия : 1. Набрать команду на экране дисплея. 2. Нажать клавишу <ввод>. 3. Для перехода в текстовый режим надо нажать кл. <РЕД>. Этот пункт выполняется для команд NEW, OLD, LOAD, APPEND. После его выполнения на экране можно набирать новый текст или корректировать введенный с диска.
Особенности выполнения отдельных команд
-CE// -CE// Команды, работающие со строками (|||CHANGE,EDIT,FIND,QCHANGE|||) могут подаваться без параметров. В этом случае Редактор попросит ввести : строку |||s1||| в ответ на предложение "|||Search string :|||" и строку |||s2||| в ответ на предложение "|||Replace string :|||" |||Строки s, s1, s2 набираются /без двойных кавычек/.||| /Команда |||EDIT||| / Формат : |||EDIT s||| По этой команде включается текстовый режим и на экране высвечивается фрагмент программы, так, что первой строкой на экране будет строка, включающая в себя параметр |||s|||в качестве подстроки. Курсор будет указывать первый символ строки |||s|||. В этой ситуации работает режим "замены", так что если нужно заменить строку |||s||| на что-либо, то можно это непосредственно сделать. Переход к следующему фрагменту, содержащему строку |||s||| в качестве подстроки, осуществляется нажатием клавиши |||<f5'>|||. Если строка |||s1||| в тексте больше нигде не встречается, то произойдет переход в командный режим. /Команда |||FIND|||/ Формат : |||FIND s||| По этой команде включается текстовый режим и на экране высвечиваются только строки программы, включающие в себя параметр |||s||| в качестве подстроки. В этой ситуации имеется возможность отметить строку маркером, с тем, чтобы впоследствии быстро находить отмеченную строку. (см. Команды текстового режима) -PE /Команда |||QCHANGE|||/ Формат : |||QCHANGE s1 s2||| По этой команде включается текстовый режим и на экране высвечивается фрагмент программы, так, что первой строкой на экране будет строка, включающая в себя параметр |||s1||| в качестве подстроки. Курсор будет указывать первый символ строки |||s1|||. Если нужно заменить строку |||s1||| на строку |||s2||| то надо нажать клавишу |||<Y>|||, а если замена не нужна, то надо нажать клавишу |||<N>|||. При этом автоматически произойдет переход к следующему фрагменту, содержащему строку |||s1||| в качестве подстроки, если такой имеется. Если больше в тексте строка |||s1||| нигде не встречается, то произойдет переход в командный режим. /Команда |||RENUMBER||| / Формат : |||RENUMBER n1 n2||| Эта команда работает также как и при обычной работе с Бэйсиком. Параметры |||n1||| и |||n2||| можно не указывать. В этом случае для них будут приняты значения по-умолчанию : |||n1=10||| и |||n2=10||| /Команды |||LABEL||| и |||NUMBER|||/ Формат : |||LABEL||| |||NUMBER||| Команда LABEL свертывает номера строк в операторах имеющих ссылки на эти строки в символические метки. Команда NUMBER преобразует символические метки в номера строк. О том как выставлять символические метки см. ниже. -PE /Команда |||INFO||| / Формат : ||| |/|INFO|/| ||| По этой команде будут показаны действующие значения параметров, активные режимы работы, размер набранной программы и т.д. Например, для экранного режима 7, в виде : ||| Scroll on Overtype mode White on black Program name : Last search : none Tab value : 5 No. of lines : 5 First line : 10 Last line : 50 Current line : 20 marked line : 30 Pending commands : none||| -PE -CE||| /4 ТЕКСТОВЫЙ РЕЖИМ/ ||| |||Basic Editor не допускает ввода текста, содержащего русские буквы. При необходимости ввода русского текста нужно выйти в BASIC (нажав клавишу f0 в текстовом режиме или командой EXIT в командном режиме) и ввести русский текст обычным образом.||| Для перехода из командного режима в текстовый необходимо нажать клавишу |||<РЕД>|||. В текстовом режиме для манипулирования строками, фразами и отдельными словами используются команды. Эти команды используются в текстовом режиме и дают результат сразу же после их ввода. Эти команды даются при помощи красных функциональных клавиш, расположенных в правой части клавиатуры. Действие, вызываемое нажатием функциональной клавиши (а также клавиш перемещения курсора) определяется не только тем, какую клавишу вы нажали, но и тем, в каком состоянии находится функциональная клавиатура. Возможны три режима: 1, 2 и 3. Выбор режима осуществляется нажатием клавиш F1, F2, F3 в нижней части клавиатуры. В принятой системе обозначения для ОС "Оникс", если режим функциональной клавиатуры имеет значение, он показывается количеством штрихов после наименования клавиши, например f5''' означает нажатие функциональной пятерки, при этом, если функциональная клавиатура не находится в третьем режиме, нужно сначала нажать клавишу F3. -CE/Список команд/ /Клавиши / / Команды / |||<f0'>||| ВЫПОЛНИТЬ КОМАНДУ |||<f1'>||| ВСТАВКА/ЗАМЕНА |||INSERT/OVERTYPE||| |||<f2'>||| В НАЧАЛО ТЕКСТА |||TOP||| |||<f3'>||| В КОНЕЦ ТЕКСТА |||END||| |||<f4'>||| ПЕРЕНУМЕРОВАТЬ СТРОКИ |||RENUMBER 10 10||| |||<f5'>||| СЛЕДУЮЩЕЕ ВХОЖДЕНИЕ В |||EDIT||| |||<f6'>||| УДАЛИТЬ КОНЕЦ СТРОКИ |||<f7'>||| СДВИНУТЬ ЭКРАН ВНИЗ |||n||| |||<f8'>||| ДОБАВИТЬ СТРОКУ В КОНЕЦ |||IE||| |||<f9'>||| ВЫХОД ИЗ РЕДАКТОРА |||EXIT||| -PE -CE/Список команд (продолжение)/ /Клавиши / / Команды / |||<f0''>||| ОЧИСТИТЬ ПАМЯТЬ |||NEW||| |||<f1''>||| ВОССТАНОВИТЬ ТЕКСТ |||OLD||| |||<f2''>||| ВОССТАНОВИТЬ РЕГИСТР СТРОКИ |||<f3''>||| ПОМЕНЯТЬ РЕГИСТР |||<f4''>||| РАЗДВИНУТЬ СТРОКИ |||<f5''>||| ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ РЕЖИМА ЭКРАНА |||MODE||| |||<f6''>||| СВЕРНУТЬ НОМЕРА В МЕТКИ |||LABEL||| |||<f7''>||| ПРЕОБРАЗОВАТЬ МЕТКИ В НОМЕРА |||NUMBER||| |||<f8''>||| СДВИНУТЬ СТРОКИ БЕЗ НОМЕРОВ |||<f9''>||| не используется |||<f0'''>||| УСТАНОВИТЬ МАРКЕР |||<f1'''>||| НАЙТИ СТРОКУ С МАРКЕРОМ |||<f2'''>||| РАЗРЕЗАТЬСТРОКУ |||<f3'''>||| ПРИСОЕДИНЕНИЕ НИЖНЕЙ СТРОКИ |||<f4'''>||| ДУБЛИРОВАНИЕ СТРОКИ ВНИЗ |||<f5'''>||| СКРОЛЛИНГ ЭКРАНА ВКЛЮЧИТЬ |||<f6'''>||| СКРОЛЛИНГ ЭКРАНА ВЫКЛЮЧИТЬ |||<f7'''>||| СМЕНА ЦВЕТА ФОНА |||BACK||| |||<f8'''>||| СМЕНА ЦВЕТА БУКВ |||FORE||| |||<f9'''>||| не используется -CE/Управление положением курсора/ Место начала действия многих из вышеперечисленных команд определяется положением курсора на экране. Управление движением курсора осуществляется клавишами со стрелками, а также клавишами |||<УПР/I>||| и |||<f.>|||. /Клавиши / / Движение курсора / |||<СТРЕЛКА ВЛЕВО>' ||| ВЛЕВО НА 1 ПОЗИЦИЮ |||<СТРЕЛКА ВПРАВО>' ||| ВПРАВО НА 1 ПОЗИЦИЮ |||<СТРЕЛКА ВВЕРХ>' ||| ВВЕРХ НА 1 СТРОКУ |||<СТРЕЛКА ВНИЗ>' ||| ВНИЗ НА 1 СТРОКУ |||<СТРЕЛКА ВЛЕВО>'' ||| ЧЕРЕЗ 1 ПОЗИЦИЮ ВЛЕВО |||<СТРЕЛКА ВПРАВО>'' ||| ЧЕРЕЗ 1 ПОЗИЦИЮ ВПРАВО |||<СТРЕЛКА ВВЕРХ>'' ||| ВВЕРХ НА 1 ЭКРАН |||<СТРЕЛКА ВНИЗ>'' ||| ВНИЗ НА 1 ЭКРАН |||<СТРЕЛКА ВЛЕВО>''' ||| В НАЧАЛО ПРЕДЫДУЩЕЙ СТРОКИ |||<СТРЕЛКА ВПРАВО>'''||| В НАЧАЛО СЛЕДУЮЩЕЙ СТРОКИ |||<СТРЕЛКА ВВЕРХ>''' ||| КУРСОР В ПЕРВУЮ СТРОКУ ЭКРАНА |||<<СТРЕЛКА ВНИЗ>''' ||| КУРСОР В ПОСЛЕДНЮЮ СТРОКУ ЭКРАНА Клавиша |||<f.'>||| СТЕРЕТЬ ПРЕДЫДУЩИЙ СИМВОЛ И СДВИНУТЬСЯ НА 1 ПОЗИЦИЮ ВЛЕВО Клавиша |||<ввод>||| ВСТАВИТЬ СТРОКУ ПОСЛЕ СТРОКИ С КУРСОРОМ -PE -CE/Описание некоторых команд текстового режима/ /Отметить строку маркером./ Чтобы отметить строку, надо : 1) С помощью клавиш управления курсором (клавиши со стрелками), установить курсор напротив нужной строки. 2) Нажать клавишу |||<f0'''>|||. После номера строки появится точка. Это и есть маркер. /Найти строку отмеченную маркером./ Существуют 2 возможности : 1) Из командного режима дать команду |||GOTO|||. 2) В текстовом режиме нажать клавиши |||<f1'''>|||. И в том, и в другом случае результат будет один и тот же, а именно - редактор окажется в текстовом режиме и первой строкой на на экране будет строка, отмеченная маркером. /Переключение экранных режимов/ Последовательное нажатие клавиш |||<f5''>||| переключает режимы экрана : 0, 1, 3, 4, 6, 7. /Переключение цвета/ При работе с редактором имеется возможность подобрать наиболее удобные сочетания цветов отображения букв и фона. Цвет можно выбрать предварительно установив один из следующих режимов работы экрана (0,1,3,4,6). В 7 режиме цвета не работают. Последовательное нажатие клавиши |||<f7'''>||| переключает цвета фона. Последовательное нажатие клавиши |||<f8'''>||| переключает цвета букв. -PE -CE/Копирование, перемещение и удаление строк/ Для этих целей используются "строчные" команды : ||| |/|C |/| ||| - копировать строку относительно другой строки; ||| |/|CT |/| ||| - копировать строку в начало программы; ||| |/|CE |/| ||| - копировать строку в конец программы; ||| |/|M |/| ||| - переместить строку относительно другой строки; ||| |/|MT |/| ||| - переместить строку в начало программы; ||| |/|ME |/| ||| - переместить строку в конец программы; ||| |/|D |/| ||| - удалить строку; ||| |/|CC |/| ||| - копировать блок строк относительно другой строки, ||| |/| |/| ||| также отмечает конец копируемого блока; ||| |/|CCT|/| ||| - копировать блок строк в начало программы; ||| |/|CCE|/| ||| - копировать блок строк в конец программы, ||| |/| |/| ||| также отмечает конец перемещаемого блока; ||| |/|MM |/| ||| - переместить блок строк относительно другой строки; ||| |/|MMT|/| ||| - переместить блок строк в начало программы; ||| |/|MME|/| ||| - переместить блок строк в конец программы; ||| |/|DD |/| ||| - удалить блок строк, ||| |/| |/| ||| также отмечает конец удаляемого блока; ||| |/|DDT|/| ||| - удалить строки от начала до текущей ||| |/| |/| ||| включительно; ||| |/|DDE|/| ||| - удалить строки, начиная с текущей до конца; ||| |/|A |/| ||| - вставить строку (блок строк) после данной строки; ||| |/|B |/| ||| - вставить строку (блок строк) перед данной строкой; ||| |/|R |/| ||| - отменить строчную команду и маркер. /Чтобы ввести "строчную" команду, надо :/ - Установить курсор в строку, которую требуется скопировать (переместить, удалить); - Нажать клавиши |||УПР/J|||. - Нажать букву "строчной" команды. - Если команда состоит из нескольких символов, надо повторять два предыдущих шага до ввода последнего символа команды. При этом номер строки пропадет, а команда запишется вместо номера. /Копировать (переместить) строку :/ - Ввести в копируемую (перемещаемую) строку соответствующую команду : ||| |/|C |/| ||| - копировать строку относительно другой строки; ||| |/|CT|/| ||| - копировать строку в начало программы; ||| |/|CE|/| ||| - копировать строку в конец программы; ||| |/|M |/| ||| - переместить строку относительно другой строки; ||| |/|MT|/| ||| - переместить строку в начало программы; ||| |/|ME|/| ||| - переместить строку в конец программы. - Если это одна из команд :||| |/|CT|/| |||,||| |/|CE|/| |||, ||| |/|MT|/| |||,||| |/|ME|/| |||, то нажать клавишу |||<f0'>|||. - Если это одна из команд||| |/|C|/| |||,||| |/|M|/| |||, то еще необходимо указать строку относительно которой выполняется операция. Для чего : - Установить курсор в строку, относительно которой выполняется операция копирования (перемещения); - Ввести соответствующую команду : ||| |/|A|/| ||| - вставить строку (блок строк) после данной строки; ||| |/|B|/| ||| - вставить строку (блок строк) перед данной строкой; - Нажать клавишу |||<f0'>||| /Удалить строку :/ - Ввести команду||| |/|D|/| |||в строку, подлежащую удалению; - Нажать клавишу |||<f0'>|||. /Отметить блок строк :/ - В первую строку блока ввести одну из команд : ||| |/|CC |/| ||| - копировать блок строк относительно другой строки; ||| |/|CCT|/| ||| - копировать блок строк в начало программы; ||| |/|CCE|/| ||| - копировать блок строк в конец программы; ||| |/|MM |/| ||| - переместить блок строк относительно другой строки; ||| |/|MMT|/| ||| - переместить блок строк в начало программы; ||| |/|MME|/| ||| - переместить блок строк в конец программы; ||| |/|DD |/| ||| - удалить блок строк; ||| |/|DDT|/| ||| - удалить начало текста; ||| |/|DDE|/| ||| - удалить конец текста. - В последнюю строку блока ввести соответствующую команду :||| |/|CC|/| |||, ||| |/|MM|/| |||или||| |/|DD|/| |||; ||| /Теперь, когда блок отмечен, его можно рассматривать как одну строку и выполнять необходимые операции как с одной строкой./ ||| /Отменить строчную команду :/ - Установить курсор на строку с удаляемой строчной командой (или маркером); - Ввести команду ||| |/|R|/| |||. -CE/Установка меток/ Во всех операторах, допускающих ссылки на строки по их номерам, возможна замена номеров строк на символические метки, начинающиеся с символа ||| |/| |/| |||. Например : ||| |/| GOTO lab1 GOSUB error ON a% GOTO PETER, DAVE, JOHN RESTORE Start |/| ||| Строки, на которые осуществляются подобные ссылки, должны иметь вид : ||| |/| 150 REM Start 170 REM error Trap Error Subroutine 825 REM lab1 |/| ||| При этом после символической метки может идти обычный комментарий. -PE ||| /ПРИЛОЖЕНИЕ 1 : Команды и минимальные сокращения/ ||| |||APPEND A ||| - подсоединить программу ||p||| (с диска) в конец ||| ||| набранной программы |||BACK B ||| - изменить цвет фона в текстовом режиме |||CHANGE C ||| - во всей программе заменить строку |||s1||| на |||s2||| |||END E ||| - посмотреть конец программы |||EDIT ED ||| - искать строку |||s||| по всему тексту программы |||EXIT EX ||| - выход из Редактора |||FIND F ||| - найти все строки, содержащие строку |||s||| |||FORE FO ||| - изменить цвет текста в текстовом режиме |||GOTO G ||| - найти строку с маркером |||HELP H ||| - посмотреть форматы команд |||IE I ||| - вставить строку после последней набранной |||INFO IN ||| - посмотреть информацию о состоянии процесса ||| ||| редактирования |||INSERT INS ||| - в текстовом режиме перейти в режим "вставки" |||IT IT ||| - вставить строку перед первой набранной |||LOAD L ||| - загрузить в память новую программу |||p||| (с диска) |||LABEL LA ||| - преобразовать номера строк в символические метки |||MODE M ||| - установить экранный режим (|||MODE|||) = |||n||| |||NEW N ||| - набрать новый текст (на экране дисплея) |||NOSCROLL NO ||| - отменить сдвиг строк при достижении курсором ||| ||| верхней или нижней границы экрана |||NUMBER NU ||| - преобразовать символические метки в номера строк |||OLD O ||| - восстановить программу в памяти |||OVERTYPE OV ||| - в текстовом режиме перейти в режим "замены" |||QCHANGE Q ||| - интерактивная замена строки |||s1||| на строку |||s2||| |||RENUMBER R ||| - перенумеровать строки программы ||| ||| начиная с |||n1|||, с шагом |||n2||| |||RUN RU ||| - выполнить набранную программу |||SAVE S ||| - сохранить набранную программу на диске ||| ||| под именем |||p||| |||SCROLL SC ||| - сдвигать строки при достижении курсором ||| ||| верхней или нижней границы экрана (скроллинг) |||TOP T ||| - посмотреть начало программы |||TAB TA ||| - установить шаг табуляции = |||n||| (для клавиши ||| ||| |||<УПР/I>|||[an error occurred while processing this directive]