[an error occurred while processing this directive]
.цв
АННОТАЦИЯ
.нф
Настоящий документ определяет порядок запуска и работы с графическим редактором "МаркиС", позволяющим создавать рисунки в цветном графическом режиме высокого разрешения (ЦГВР) ПЭВМ "АГАТ-9".
.цв
1.КАК РАБОТАЕТ "МаркиС"?
.нф
Для того, чтобы запустить графический редактор "МаркиС", включите питание ПЭВМ и вставьте гибкий магнитный диск в дисковод, так чтобы вырез в диске был слева.
Закройте фиксатор дисковода.
Через несколько секунд после запуска программы на экране видео-контрольного устройства (ВКУ) появится заставка с котом и пиктограммы, которые представляют собой графические изображения функции программы. Пиктограммы появятся в левой и нижней частях экрана.
Слева на экране находятся пиктограммы функций графического редактора.
В левом нижнем углу отображаются текущее состояние графического редактора, а именно:
текущая функция, цвет пера, цвет фона, цвет фактуры, координаты курсора или подвижного угла рамки-курсора, координаты неподвижного угла рамки-курсора шаг (скорость) курсора.
В нижней части экрана находятся пиктограммы ширины линии.
Правее этих пиктограмм находятся меню выбора цвета пера, цвета фона и типа заливки, а также переключатель палитр.
Меню можно убрать нажатием клавиш "Пробел" или "РЕД". Следующее нажатие на любую из этих клавиш снова вызывает меню на экран.
По умолчанию сразу после загрузки графического редактора включается режим "Карандаш", цвет пера - зеленый, цвет фона - черный, тип заливки - мелкая клетка.
.цв
2. УПРАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИМ РЕДАКТОРОМ "МаркиС".
2.1 Как работать с пиктограммами
.нф
Нажатие клавиши "F1"("
") или левой кнопки "мыши" при нахождении курсора на пиктограмме функции переводит Вас в режим работы с данной функцией. Выбранная функция отображается в левом нижнем углу меню пиктограмм.
Нажатие клавиши "F1"("
") или левой кнопки "мыши" при нахождении курсора на пиктограмме толщины линии включает толщину линии размером в 1, 3, 5 или 7 точек. Выбранная пиктограмма отмечается.
Нажатие клавиши "F1"("
") или левой кнопки "мыши" при нахождении курсора на пиктограммах меню выбора цвета пера (верхняя половина) или меню цвета фона (нижняя половина) приводит к установке нового цвета пера или фона. Текущие цвета указываются в верхней и окаймляющей частях пиктограммы текущих установок соответственно.
Нажатие клавиши "F3" или правой кнопки "мыши" при нахождении курсора на пиктограмме меню выбора цвета пера (верхняя половина) или цвета фона (нижняя половина) приводит к установке нового цвета рисунка или цвета фона заливки. Новые установки сразу отображаются в меню заливок.
Нажатие клавиши "F1"("
") или левой кнопки "мыши" при нахождении курсора на пиктограммах меню выбора заливок приводит к установке нового типа заливки. Он отображается в нижней части пиктограммы текущих установок.
Нажатие клавиши "F1"("
") или левой кнопки "мыши" при нахождении курсора на пиктограмме переключения палитр (справа от меню выбора цвета) приводит к переключению палитры цветов. В графическом редакторе используются 2 палитры: черно-красно-зелено-синия и бело-красно-зелено-синяя. Палитры переключаются по очереди.
.цв
3. ФУНКЦИИ РЕДАКТОРА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММАМИ.
.нф
В этом разделе объясняются функции каждой из пиктограмм. Пиктограммы перечислены в порядке, в котором они возникают на экране, - от верхнего левого до нижнего правого угла.
Управление функциями графического редактора может осуществляться как с помощью клавиатуры, так и с помощью манипулятора типа "мышь". При работе с клавиатурой роль правой кнопки "мыши" будет выполнять клавиша "F3", роль левой кнопки - клавиша "F1", а перемещения курсора и гибких рамок будут осуществляться стрелками или клавишами правого функционального поля клавиатуры.
.цв
3.1. Пиктограмма "Очистка"
.нф
Позволяет очищать полностью экран цветом фона. После выбора пиктограммы на экране появиться сообщение:
.цв
Очистить экран ? Да - левая кнопка, клавиша F1 Нет - правая кнопка, клавиша "F3"
.нф
Особенность данной пиктограммы заключается в том, что она не меняет рабочую функцию.
.цв
3.2. Пиктограмма "Выход"
.нф
Выбор данной пиктограммы дает возможность выхода из графического редактора, при этом запрашивается подтверждение.
Особенность: если после запроса подтверждения вы ответили "Нет", и отменили выход, рабочая функция не меняется.
.цв
3.3. Пиктограмма "Диск"
.нф
Выбор пиктограммы "Диск" дает возможность считывать файлы с картинкой, записывать их на диск, а также просматривать каталог диска.
Пиктограмма выбирается клавишей "F1" или любой кнопкой "мыши".
После выбора данной функции на экране появиться меню :
.цв
Работа с НГМД З - запись
Ч - чтение К - каталог F3 - выход
.ов
После нажатия клавиши "З" или "Z" на экране появится сообщение:
.цв
Запись!!!
Введите имя рисунка:
.ов
Если набрать необходимое имя и нажать клавишу "
", то текущее изображение будет сохранено под данным именем. Название рисунка может быть содержать как латинские, так и русские буквы, прописные и строчные.
Именем рисунка будут все символы, которые присутствуют в строке с именем рисунка, поэтому внимательно следите за правильностью ввода имени рисунка.
По умолчанию предлагается имя последнего прочитанного или записанного рисунка. Если оно Вас устраивает, то нажмите сразу клавишу "
".
После нажатия клавиши "Ч" на экране появится сообщение:
.цв
Чтение!!!
Введите имя рисунка:
.ов
и программа выдаст Вам список рисунков, находящихся на диске.
Вы можете выбрать рисунок, используя клавиши "" и "". Выбор завершается нажатием клавиши "
". Если Вы не желаете загружать рисунок, то нажмите клавишу "F3".
По нажатию клавиши "К" на экране появиться каталог. Пролистывание каталога осуществляется клавишами "" и "". Клавиша "F3" прекращает работу с каталогом.
В любой точке работы с меню диска нажатие на клавишу "F3" означает: выход из работы с диском и возвращение в графический редактор.
.цв
3.4. Пиктограмма "Печать"
.нф
Печать позволяет воспроизводить весь экран или часть.
При работе с функцией "Печать" в графическом окне возникнет гибкая рамка, ее размеры можно изменять, используя правую кнопку "мыши" или включая и выключая режим растяжения с помощью клавиши "F3".
Подгоните рамку к нужному участку экрана, установите нужные размеры рамки и нажмите клавишу "F1".
Если в ПЭВМ отсутствует принтерная ячейка, то на экране останется курсор-рамка и вам лучше выбрать другую функцию.
В случае, если в процессе печати рисунка вам понадобится прекратить печать, нажмите любую клавишу и на экране вновь появится курсор-рамка.
На стандартный лист бумаги умещается рисунок шириной около 2/3 экрана.
.цв
3.5. Пиктограмма "Текст"
.нф
Выберите эту пиктограмму левой кнопкой для активации функции. Передвиньте курсор к окну для добавления текста. Курсор возникает в виде рамки размером в один знак. Нажатые клавиши на клавиатуре отображаются на экране. Размеры рамки не меняются.
Курсор рамку можно передвигать по экрану при помощи клавиш движения или "мыши". В режиме перемещения клавишами шаг не изменяется и равен 1.
.цв
3.6. Пиктограмма "Ножницы"
.нф
Ножницы позволяют копировать любую часть экрана и переносить ее в другое место.
Левой кнопкой выберите пиктограмму для доступа к функции. Переместите курсор на рисунок. Курсор появиться в виде эластичной рамки. Подгоните рамку в размер вырезаемого участка (перемещением "мыши" с нажатой правой кнопкой или используя клавишу "F3"). Затем нажмите левую кнопку или клавишу "F1". Вы вырезали нужный участок. Переместите курсор и нажмите левую кнопку или клавишу "F1" для наклеивания.
.цв
3.7. Пиктограмма "Заливка"
.нф
Эта функция дает возможность заполнять участки цветом или различными типами заливок. Для доступа к функции выберите соответствующую пиктограмму нажатием левой кнопки или клавиши "F1". Для закрашивания переместите курсор в графическое окно.
Для закрашивания участков эта функция использует тип заливки, указанный в пиктограмме текущих установок.
Перемещением курсора и нажатием левой клавиши Вы можете выбрате нужный тип заливки.
Для заполнения замкнутого контура разместите внутри курсор и нажмите левую кнопку или клавишу "F1". Необходимо, чтобы заполняемый участок имел четкие границы. В противном случае "наполнитель" просочится и будет заполнять экран до тех пор, пока не встретит препятствие.
Для того чтобы заполнить контур одним цветом выберите в меню выбора цвета пера и цвета фона одинаковый цвет для фона заливки и цвета рисунка заливки.
.цв
3.8. Пиктограмма "Аэрограф"
.нф
Аэрограф позволяет напылять на экран точки различного цвета.
Для активации функции выберите соответствующую пиктограмму нажатием клавиши "F1" или левой кнопкой. Для напыления переместите курсор в графическое окно.
Аэрограф будет наносить цвет, показанный в пиктограмме текущего цвета. Цвет можно изменить перемещением курсора на пиктограмму соответствующего цвета и нажатием левой кнопки.
Ширина напыляемого окна определяется гибкой рамкой-курсором.
На функцию аэрограф влияет только цвет.
.цв
3.9. Пиктограмма "Карандаш"
.нф
Дает возможность свободного рисования.
Для активации функции левой кнопкой (клавишей "F1") выберите нужную пиктограмму. Переместите курсор в графическое окно для рисрвания. Нажатие левой кнопки в процессе рисования дает непрерывную линию, для клавиатуры нажать "F1" и рисовать, перемещая курсор стрелками. При повторном нажатии "F1" "карандаш" будет перемещаться не рисуя и т. д. На функцию "Карандаш" влияют толщина линии и цвет.
.цв
3.10. Пиктограмма "Стирание"
.нф
Эта функция позволяет стирать избранные участки текста.
Для активации функции выберите пиктограмму нажатием левой кнопки. Для стирания переместите курсор в графическое окно.
Курсор возникает в виде эластичной рамки, которая стрелками перемещается по экрану, нажатием "F3" (правой кнопки) изменяется и закрепляется размер рамки на выбранном месте. Если после этого нажать на "F1" (левую кнопку), то участок в рамке сольется с цветом фона. Для продолжительного стирания перемещайте очищенню рамку по экрану. Стирание происходит текущим цветом фона.
.цв
3.11. Пиктограмма "Линии"
.нф
Эта функция позволяет рисовать ломаные линии.
Для активации функции выберите пиктограмму левой кнопкой или клавишей "F1". Переместите курсор в окно для рисования линий. Переместите курсор на нужную начальную точку рисования и нажмите левую кнопку или клавишу "F1". Перемещение курсора нарисует линию по методу эластичной нити. Когда вы достигли желаемой длины линии, нажмите левую кнопку (клавишу "F1") для размещения линии на экране. По необходимости конечная точка этой линии станет началом новой линии. Переместите курсор на другую точку и снова нажмите левую кнопку для размещения второй линии. Таким образом, соединяя линии, можно построить многоугольник. Для завершения рисования нажмите правую кнопку ("F3").
На данную функцию влияют установленные толщина линии, цвет.
.цв
3.12. Пиктограмма "Вращение"
.нф
Дает возможность поворачивать образ на 90 градусов по часовой стрелке.
Для активации функции выберите нужную пиктограмму нажатием левой кнопки. Для начала вращения переместите курсор в графическое окно. Курсор возникает в виде эластичной рамки. Для увеличения рамки нажмите правую кнопку ("F3"), стрелками или перемещая "мышь" можете увеличивать или уменьшать рамку. Перемесите рамку в участок, который вы хотите повернуть и нажмите левую кнопку. Участок внутри рамки повернется на 90 градусов налево. Для дальнейшего поворота изображения продолжаите нажимать левую кнопку.
.цв
3.13. Пиктограмма "Линза"
.нф
Эта функция позволяет производить корректировку по точкам растра.
Для активации функции выберите пиктограмму, нажмите левую кнопку. Переместите курсор в окно для коррекции. Курсор возникает в виде рамки. Перемещая рамку по экрану выберите место в окне редактирования, которое вы хотите увеличить, и нажмите правую кнопку ("F3"). После этого в верхнем левом углу появятся 2 изображения выбранного участка маленький и большой. Меньший вид - реальный размер участка. Большая часть - реальная зона редактирования по точкам растра, являющаяся увеличенным изображением нужного участка. Если после этого курсор переместить в большой прямоугольник, то он превратится в точку увеличенных размеров, которую можно перемещать по большому участку. При этом, если нажать левую кнопку ("F1"), то данная точка окрасится в текущий цвет. Если нажать правую кнопку или клавишу "F3", то данная точка окрасится в цвет фона. Таким образом корректировка заключается в рисовании точек растра выбранными цветами. Если нужно выбрать новый цвет, измените пиктограмму текущего цвета.
По окончании корректировки переместите курсор в рамку меньшего вида и нажмите клавишу "F1" или левую кнопку, если Вы сохраняете результаты своей работы. После этого скорректированное изображение закрепиться на экране.
Если Вы не желаете сохранить внесенные изменения, то нажмите правую кнопку "мыши" или клавишу "F3", находясь в маленьком прямоугольнике.
На данную функцию влияет только установленные цвет.
.цв
3.14. Пиктограмма "Сетка"
.нф
Дает возможность формировать видимые сетки на экране. Для выбора этой пиктограммы используйте левую кнопку. Для рисования сетки переместите курсор в окно. Курсор возникнет в виде эластичной рамки. Для увеличения размера рамки нажмите правую кнопку ("F3") и установите размеры рамки с помощью стрелок или мыши. Нажмите левую кнопку или "F1", тем самым вы зафиксируете размер клетки будущей сетки. Этот размер будет выдан в нижней правой части меню. Передвигая рамку и изменяя ее размеры, вы можете установить размер разлиновываемого пространства. Нажмите "F1" или левую кнопку и указанный участок экрана будет разлинован.
На данную функцию влияет цвет.
.цв
3.15. Пиктограмма "Круг"
.нф
Дает возможность рисовать круги и эллипсы.
Для доступа к функции выберите эту пиктограмму нажатием левой кнопки. Переместите курсор в окно для рисования круга.
Курсор возникнет в виде круга. Для увеличения размера круга нажмите правую кнопку или клавишу "F3". Затем с помощью стрелок или мыши сформируйте круг или эллипс необходимых размеров. Нажмите левую кнопку ("F1") для размещения.
На данную функцию влияет цвет.
.цв
3.16. Пиктограмма "Прямоугольник"
.нф
Дает возможность рисовать прямоугольники.
Для доступа к функции выберите пиктограмму левой кнопкой ("F1").
Для рисования переместите курсор в окно. Курсор появиться в виде прямоугольника. Для увеличения размера курсора нажмите правую кнопку ("F3"). Стрелками или мышью установите необходимые размеры прямоугольника. Нажмите левую кнопку ("F1") и разместите прямоугольник на экране.
На данную функцию влияют толщина линии, цвет.
.цв
3.17. Смена цвета
.нф
Дает возможность изменять палитры, переключать цвета рисования.
Левой кнопкой выберите пиктограмму на которой изображены 2 стрелки и нажимайте клавишу "F1" (левую кнопку). Это вызовет последовательное переключение палитр экрана. Всего палитр - 4.
Выберите в меню какой-либо цвет и нажмите "F1" (левую клавишу). Выбранный цвет станет текущим цветом рисования.
Для установки цвета линии или пера выберите верхнюю половину нужной пиктограммы при помощи "F1" или левой кнопки. Цвет линий фактур выбирается "F3" или правой кнопкой.
Для установки цвета фона выберите нижнюю половину пиктограммы и нажмите "F1".
Цвет влияет на функции "Очистка", "Текст", "Раскрашивание", "Карандаш", "Стирание", "Линии", "Линза", "Сетки", "Круг", "Прямоугольник".
По всем вопросам, связанным с программой, обращаться к Самарцеву Николаю Анатольевичу: г.Москва, т.426-20-39.
[an error occurred while processing this directive]