≡ Передовица » Макулатура » Первое сентября » N 1 1996
N 1 1996Опубликовано в приложении "Информатика" к газете "Первое сентября" N 1 январь 1996 Обучение на компьютере Агат-9 и игровой приставке "Денди"Т.Г. САМАРЦЕВАПерсональные компьютеры уже достаточно прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Но, к сожалению, очень часто в школе компьютер используется только на уроках информатики для обучения программированию, а дома - лишь для того, чтобы поиграть в компьютерные игры. Покажем на примере компьютера Агат (не касаясь его возможностей как деловой машины), что сфера использования компьютера может быть гораздо шире. Агат-9 - это 8-разрядный компьютер. Но не думайте, что это что-то реликтовое и неповоротливое, он может многое и при этом выгодно отличается от других компьютеров сравнительно небольшой ценой. Чтобы продемонстрировать возможности его применения в сфере обучения, приведем список предметов, по которым уже существует программное обеспечение: - русский язык (1, 5, 6, 7-й кл.); - математика (5, 6-й кл.); - алгебра, геометрия (7,8,9,10,11-й кл.); - физика (7, 8, 9, 10,11-й кл.); - химия (8,9,10, 11-й кл.); - история (8, 9-й кл.); - английский язык (5, 9, 10-й кл.); - информатика. Данное программное обеспечение создавалось в НИИМП "ЮСН" в течении ряда лет опытными программистами и методистами в соответствии с существующими школьными программами. Теперь Агат-9 сможет помочь и учителю, сняв с него часть нагрузки, и ученику, дав ему возможность заниматься дома дополнительно. Ведь не секрет, что сегодня ребятам часто интереснее работать с компьютером, чем сидеть за учебником или даже слушать учителя. В результате интерес к компьютеру побуждает их изучать (причем самостоятельно) школьные предметы. Предлагаемое программное обеспечение позволяет не только закреплять пройденный материал, но и проводить проверку знаний - своеобразный экзамен, на котором компьютер сам будет ставить оценку. Вне зависимости от изучаемых предметов и используемых программ обмен информацией между компьютером и учеником осуществляется двумя способами. Первый способ представляет собой выбор правильного ответа из нескольких возможных вариантов ("выбор из меню"). В случае использования второго способа ответ (буква, слово, число) вводится учеником с клавиатуры. Рассмотрим работу с компьютером при помощи "выбор из меню". Русский язык. Тема "Антонимы". В файл хранятся пары слов, образующих как бы два столбца (первый из них можно озаглавить "Слова", а второй - "Антонимы"): слова антонимы смех плач верх низ ... ... война мир работа отдых восход закат Перед началом опроса все пары перемешиваются, и слова из первого столбца выбираются случайным образом. Затем на экран выдается первое слово из пары, например "смех". А соответствующий ему антоним нужно подобрать из слов-антонимов, взятых из второго столбца: слова антонимы смех отдых плач <- ... закат низ Выбор нужного антонима осуществляется клавишами-стрелочками и подтверждается клавишей ВВОД. Если выбор верен, то на экране появляется надпись "ПРАВИЛЬНО!", если нет, то ученику даются еще две попытки (но с каждой попыткой цена правильного ответа падает). Затем на экран выдаются следующее слово и другая группа антонимов, и описанная процедура повторяется. Число задаваемых вопросов определяется учителем по своему усмотрению перед началом опроса и зависит от цели занятия. Если нужно протестировать знания учащихся, то можно ограничиться пятью-семью вопросами (по умолчанию компьютер задает 5 вопросов). Если же нужно закрепить полученные знания, то число вопросов может возрастать до десяти - пятнадцати. Аналогично этому файлу организованы файлы по другим предметам. При этом в каждом из столбцов может содержаться как одно, так и несколько слов, чисел или предложений. Например, возможны следующие пары столбцов: Русский языкОмонимы лук растение, оружие соль приправа, нота Пословицы Не стыдно не знать - стыдно не учиться. Лоб что лопата - а ума небогато.Математика Среднее арифметическое 30, 42 36 36.4, 38.8 37.6 Соответствие между обыкновенными и десятичными дробями 1/4 0.25 1/50 0.02Алгебра Тригонометрия 2 * sin 15o * cos 15o 1/2 sin 135o - sin 45o 0Физика тела, сохраняющие форму, объем твердые тела текучие вещества жидкостиАнглийский язык please пожалуйста juice сок My brothers are pupils. Мои братья - ученики Would you like tea or coffee? Вы хотите чаю или кофе?История Куликовская битва 1380 г. Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.Информатика 1 Кбайт 1024 байта Принтер печатающее устройство По любому из предметов при помощи таких обучающих программ опрос можно производить двумя способами. Поясним это на примере. Пусть в файле записаны исторические события и их даты. Опрос можно вести как по событиям, так и по датам. Если главным будут события, то для каждого из них необходимо будет выбрать из меню соответствующую ему дату; и наоборот. Естественно, что в обучающих программах могут использоваться не только два, но и три и более столбцов слов (предложений, дат и т.п.). Например, три формы глагола в английском языке: неопределенная | вторая | третья форма | форма | форма глагола | глагола | глагола | | to do | did | done to take | took | taken Требуется подобрать вторую и третью формы к каждому из предложенных глаголов. Опрос можно начинать и со второй формы глагола и с третьей. Приведем пример более длинной цепочки, содержащей факты биографии русских писателей: автор | годы жизни | место | известное | место ссылки | | рождения | произведение | | | | | А.С. Пушкин | 1799-1837 | Москва | "Руслан и Людмила" | Михайловское М.Ю. Лермонтов | 1814-1841 | Москва | "Мцыри" | Кавказ Самая длинная связка понятий имеет 9 звеньев. Приведем пример такой цепочки из области химии: вещество | химическая | характерные | продукт | формула | название | формула | окраска | окислительно | формула | свойства | взаимодействия | гидроксида | гидроксида | солей | растворов | восстановительные | | | с соляной | | солей | | | свойства | | | кислотой | | | | | | | | | | | | | оксид | Cr2O3 | амфорный | CrCl3 | Cr(OH)3 |гидроксид | Cr2(SO4)3 | зелено- | и восстановитель, хрома | | оксид | | | хрома |и NaCr2O7 | фиолетовый | и окислитель (III) | | | | | (III) | | | Благодаря близкому родству ПЭВМ Агат-9 и игровой приставки "Денди" эти обучающие программы могут быть перенесены на картриджи. Агат-9 доступен далеко не каждой семье, а игровая приставка имеется чуть ли не в каждом доме. Но до последнего времени для неё выпускались только картриджи с игровыми программами. Сейчас программисты фирмы НИМП "ЮСН" начали выпуск картриджей для 8-разрядной игровой приставки "Денди" с обучающими программами по школьным предметам. В настоящее время готов картиридж с системой программирования Бейсик работающий с клавиатурой от IBM PC AT, который может быть использован для занятий по информатике при освоении основ программирования. Если предложенная методика обучения при помощи ПЭВМ Агат-9 и игровой приставки "Денди" заинтересовал вас, или у вас появились вопросы, звоните а НИМП "ЮСН" по телефону 267-32-47. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * |