Передовица » Макулатура » ИиО » Лица Агата

Лица Агата (N5/1989)

В.Беркуцкий, И.Поливаный, С.Щеглов. Павлодарский педагогический институт.

В ряде номеров ИНФО опубликованы письма пользователей ПЭВМ «Агат», содержащие резкую критику самой машины, возможностей её использования и имеющегося программного обеспечения. Ответы на некоторые из этих вопросов и перспективы развития «Агата» изложены в обзоре [1]. Несмотря на то, что обзор написан с «двойной плотностью», многие проблемы лишь обозначены, а некоторые не сформулированы. Причиной тому - их количество и многоплановость. Сталкиваясь с ними, многие пользователи начинают винить в своих бедах технику (см., например, [2, 3]). Мы хотим поделиться трёхлетним опытом эксплуатации класса из 13 ПЭВМ «Агат», входящего в состав лаборатории вычислительной техники (ЛВТ) Павлодарского пединститута. Сразу оговоримся, что мы не видим альтернативы выпуску качественной техники, считаем вдвойне безнравственной поставку несовершенной техники в школы, но убеждены, что «Агаты» можно достаточно успешно эксплуатировать в школьном кабинете ВТ, а многие негативные моменты, отмеченные в [2], легко устранимы.

Начнём с техники. Вот простейшие советы, которые может реализовать любой пользователь.

Если клавиша нажимается с трудом, то пользователь невольно увеличивает усилие на неё, а это приводит к «залипанию» контакта, а то и к отрыву кнопочного стакана. Поэтому подвижную часть кнопок следует смазать смазкой «ЦИАТИМ-202». Здесь многие воскликнут: «Дожились! Компьютеры машинным маслом мажем!» Однако, проделав эту процедуру год назад, мы практически забыли, что такое неисправная кнопка. Заметим, что существует удобное программное средство для тестирования блока клавиатуры.

Чтобы одним и тем же диском пользоваться на различных машинах, необходимо, чтобы скорость вращения во всех НГМД была одинаковой. В процессе эксплуатации её необходимо периодически контролировать и корректировать. Существует программное средство, позволяющее делать эту регулировку достаточно просто.

Диски нередко выходят из строя из-за неправильной эксплуатации. Пользователи берут диск за «окно», через которое считывается информация, что снижает работоспособность диска. В этом случае диск необходимо аккуратно, без нажима протереть через «окно» спиртом.

При неаккуратном вводе диска в НГМД может сойти со спирального жёлоба магнитная головка. В этом случае при загрузке ДОС происходит сбой. Необходимо снять плату «логика» и устранить дефект.

Укажем несколько простейших способов расширения возможностей «Агата».

С целью экономии дисков можно использовать обе их стороны, для чего надо снять переключатель «Защита записи» НГМД. По нашим наблюдениям, срок службы каждой стороны диска при этом не уменьшается.

В ЛВТ создана простая и очень дешёвая локальная сеть из «Агатов». Это, помимо прочего, позволяет значительно уменьшить износ дисков, уменьшить зависимость от сбоев НГМД, упростить эксплуатацию кабинета ВТ. Автором этой разработки и программной поддержки является девятиклассник В. Федосеев*.

К «Агату» легко подключить цветной телевизор и использовать его на занятии как телевизор и демонстрационный монитор. Для подключения достаточно иметь всего одну микросхему К155ЛН1. Объединение «Агатов» в сеть значительно повышает эффективность использования демонстрационного монитора.

Кроме того, существует возможность создания архива на магнитной ленте.

В заключение разговора о технике уместно заметить, что мы рискнули провести «компьютерный десант» с «Агатом». Мы проехали по далёким от идеала дорогам свыше 300 км, останавливались в нескольких школах и интернате, дважды во время работы были перепады напряжений, но отказов по вине техники не было. Аналогичная поездка с КУВТ «Ямаха» представляется более рискованной, так как выход из строя НГМД практически выводит из строя весь КУВТ.

Привлекают функциональные возможности «Агата» (особенно в сравнении со всеми имеющимися в школах компьютерами). В частности, как объект изучения «Агат» (в рамках Бейсик-системы) позволяет решать широкий спектр задач, работать в интерактивном и программном режиме, предоставляет возможность выводить на экран дисплея алфавитно-цифровую и графическую информацию, работать с литерными переменными, с внешней памятью под управлением ДОС, осуществлять музыкальный вывод, изучать основы программирования на языке ассемблера микропроцессора 6502 (сохраняя при этом простоту редактирования программ Бейсик-системы) и т.п. Использование в учебном процессе системы программирования «Школьница» позволяет демонстрировать достоинства структурного программирования. Не следует забывать о том, что «Агат» предоставляет каждому ученику уникальную возможность (в сравнении с КУВТ «Ямаха», КУВТ-86 и т.п.) работать с простейшими СУБД, что обусловлено наличием НГМД на каждой машине. Имеющееся прикладное программное обеспечение позволяет демонстрировать работу с электронными таблицами, редакторами текстов, музыкальными редакторами и т.п.

Как средство обучения «Агат» предоставляет разработчику широкий спектр возможностей для создания педагогических программных средств:

инверсно-мерцающий и цветной вывод алфавитно-цифровой информации;

гибкие средства трёхмерной статической машинной графики, позволяющие строить с помощью ограниченного набора примитивов (точка, отрезок, вектор, ломаная) достаточно сложные графические объекты (параметрические кривые, графики функций одной переменной, проекции трёхмерных тел, проекции поверхностей и т.п.);

средства генерации динамических изображений (в Бейсике - операторы XDRAW, ROT, SCALE);

возможность создания новых графических примитивов (в Бейсике - DRAW);

звуковой генератор, позволяющий исполнять музыкальные произведения и имитировать человеческую речь;

простые и мощные средства ассемблера и т.п.

В обзоре [4] мы с удивлением обнаружили, что наши первые пробные педагогические программные средства составляют шестую часть ППС, имеющихся в НИИ ШОТСО АПН СССР. Это говорит о том, что разработка таких программ для «Агатов» практически не ведётся. Такое же положение и на различных конференциях разработчиков ППС, где «Агатам» уделяется мизерное внимание. А ведь известно [1], что по количеству машин, имеющихся в просвещении, «Агат» уступает только «Электронике БК-0010». Таким образом, возникают большие «ножницы» между социальным заказом и сложившимся положением вещей.

В заключение - несколько предложений.

Следует помнить, что новая техника будет выпускаться теми же изготовителями. Поэтому гораздо более качественным, дешёвым и более быстрым способом получения новой техники видится модернизация уже имеющейся (разумеется, речь не идёт о принципиально новых разработках). В частности, модернизация ПЭВМ «Агат» (например, в направлении, указанном в [1]) должна дать школе хороший компьютер.

Необходимо количество разработок базового и прикладного программного обеспечения привести в соответствие с потребностями школы.

Хорошо бы открыть на страницах ИНФО рубрику «Полезные советы» и публиковать в ней технические «мелочи» для всех типов отечественных ПЭВМ.

  1. Кривцов А. «Агат» в образовании: 1983- 1987 // Информатика и образование. 1988, N2.
  2. Чистопольский П. «Как бы есть...» // Информатика и образование. 1988, N2.
  3. Петров М. Нужен ли в спецшколе «Агат»? // Информатика и образование. 1988, N1.
  4. Иглицкий А., Крылова Е., Луцкий В. Рыба ли рак? // Информатика и образование. 1987, N1.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *