Передовица » Макулатура » ИиО » Компьютер и азбука Морзе

Компьютер и азбука Морзе (N4/1989)

Ю. ПОЛУШКИН. Разыскивается! Если вы автор или что-то знаете о нём, свяжитесь с нами! (ЗАЧЕМ ЭТО?)

В Омском педагогическом институте наряду с внедрением новых информационных технологий в подготовку учителей всех специальностей большое внимание уделяется применению компьютеров во внеклассной работе.

Более двадцати лет в институте работает спортивно-технический радиоклуб, где студенты различных специальностей готовятся стать руководителями школьных радиостанций. Одним из разделов такой подготовки является изучение телеграфной азбуки. Традиционные методы обучения приёму на слух требуют много времени и рассчитаны на среднего ученика, в то время как скорость восприятия информации и реакция на сигнал зависят от индивидуальных особенностей учащегося. Именно поэтому мы поставили перед собой задачу создать компьютерный курс "Изучение телеграфной азбуки". В 1986 г. была разработана его первая версия для ПЭВМ "Ямаха". Курс прошёл двухлетнюю экспериментальную проверку, в которой участвовали школьники III-X классов и студенты различных факультетов. С учётом выявленных недостатков методического и технического характера была разработана вторая версия курса для ПЭВМ "Агат" (Бейсик, объем 19К байт).

Программа-тренажёр позволяет самостоятельно подготовиться к приёму на слух сигналов азбуки Морзе с любой необходимой скоростью. Максимальная скорость следования сигналов - 300 зн/мин.

Курс состоит из 12 уроков, из них 11 предназначены для разучивания сигналов (букв, цифр и знаков препинания), а двенадцатый - для наращивания скорости приёма. Выбор урока учащийся осуществляет с помощью меню. В каждом уроке - 8 обязательных упражнений, выбираемых по этому же принципу.

В первом упражнении учащемуся 5 раз предъявляется звуковой сигнал ("мелодия") и соответствующая ему словоформа, а затем 5 раз другой сигнал, отличающийся от первого последним элементом, и его словоформа. В каждом случае программа сообщает, каким пальцем и рукой надо вводить символ с клавиатуры. Сигналы предъявляются по очереди до тех пор, пока учащийся не решит, что он надёжно их усвоил, причём число повторений одного и того же сигнала постепенно уменьшается с пяти до двух.

Второе упражнение - тренировка вновь разученных знаков по мелодиям. Учащемуся предъявляется случайно выбранный звуковой сигнал, один из двух разученных, а от него требуется ввести с клавиатуры соответствующий этому сигналу знак (букву, цифру, знак препинания). В случае верного ответа на экране появляется положительный комментарий - и ЭВМ предъявляет следующий сигнал. Если ответ неверен, то после соответствующего комментария сигнал звучит снова - и ЭВМ предлагает повторить ввод. В случае повторной ошибки программа разъясняет, какой сигнал прозвучал, и предлагает ввести его правильно, после чего предъявляет следующий.

Упражнение построено таким образом, что те сигналы, которые ученик опознает неверно, предъявляются ему чаще остальных, т.е. машина добивается правильного усвоения всех сигналов. Если число ошибок велико, ЭВМ предлагает повторить это упражнение; если менее 5, то программа предлагает разучить ещё два знака (3-е упражнение). Упражнение 4 аналогично второму, только теперь учащемуся предъявляются все 4 знака, разученных в данном уроке.

Если действия учащегося удовлетворяют критерию обученности (ошибок менее 5), программа предлагает упражнение 5 - тренировочный текст. Оно отличается от предыдущего отсутствием комментария после каждого знака. Кроме того, ЭВМ предоставляет всего одну попытку для исправления ошибки. Это упражнение адаптивное. Его темп определяется индивидуальными способностями учащегося. В предыдущем упражнении критерием усвоения был верный ввод символа, в этом упражнении два критерия - верный ввод символов и скорость выполнения упражнения. В случае несоответствия результата хотя бы одному из критериев предлагается повторить упражнение.

Упражнение 6 - контрольный текст. В отличие от предыдущего в нём скорость следования звуковых сигналов не зависит от действий учащегося. Его задача - вводить символы в соответствии с предложенным темпом. Критерий усвоения - число ошибок меньше 5. Если результат учащегося ему не удовлетворяет, упражнение повторяется.

Упражнение 7 (тренировочный текст) отличается от пятого (а упражнение 8 от шестого) тем, что в него входят все знаки, разученные к данному моменту.

Упражнение 9 - необязательное, справочно-консультационное. Оно позволяет вызвать звуковой сигнал и получить необходимые пояснения при вводе интересующего вас символа.

Каждое из перечисленных упражнений учащийся может прервать или начать сначала. При желании можно выйти в меню урока или курса и выбрать другое упражнение или урок.

За каждое упражнение начисляется определённое количество очков (игровой элемент) в зависимости от числа ошибок и времени выполнения упражнения. В конце занятия на экране появляются статистические сведения об итогах работы.

В 12-м уроке учащийся сам выбирает сжатость сигналов и паузу между ними. Текст записывается на бумаге, а затем сравнивается с эталоном на экране дисплея. Учащийся может заказать корректировочные упражнения, запретив выдачу некоторых сигналов или, наоборот, увеличив вероятность их появления.

В июле - августе 1988 г. совместно со школой ДОСААФ был проведён производственный эксперимент. Он показал гораздо большую активность курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Среди главных достоинств компьютерного обучения учащиеся отмечали психологический комфорт, возможность повторять материал без боязни отстать от других, проводить оперативную проверку усвоения материала. Значительно повысился интерес к занятиям и, как следствие, интенсивность обучения - количество знаков, распознаваемых в единицу времени, возросло в 2-3 раза.

Накопленный опыт позволяет сделать следующие выводы относительно построения программ-тренажёров:

1. Для повышения интереса к работе с программой, особенно у школьников IV - V классов, большое значение имеют личностная (обращение по имени) форма комментариев и их разнообразие. В нашей программе - 100 вариантов положительных комментариев и столько же отрицательных. Последние обязательно заканчиваются оптимистическим пожеланием, что внушает учащимся веру в свои силы и стремление добиться успеха.

2. На начальном этапе необходимо предусмотреть возможность прервать упражнение и, проверив то, что сделано, начать его сначала, при желании уменьшив степень сложности.

Более способные учащиеся должны иметь возможность "досрочно" перейти к более сложному заданию. Такой подход к выбору упражнений и их сложности создаёт ощущение психологического комфорта, чувство, что учащийся управляет программой, а не она им.

Таким образом наш опыт показывает, что при разработке программ-тренажёров нужно стремиться к созданию среды, в которой происходит совершенствование определённых навыков в полном соответствии с индивидуальными особенностями и желанием учащегося.

За справками обращаться к Юрию Викторовичу Полушкину по адресу: 644043, г. Омск, а/я 1742, тел.: 23-20-00, 23-47-81.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *