Передовица » Макулатура » ИиО » Доработка КУВТ АГАТ в школьных условиях

Доработка КУВТ АГАТ в школьных условиях (N4/1989)

Авторы статьи неявно, собственным примером, предлагают учителям не жаловаться, а довести "Агат" до кондиции путём доработок (типа съёмного дисковода), корпусных вентиляторов, пары демонстрационных телевизоров, а в перспективе и графопостроителем.

М. Алексеев, Т. Алексеева. г. Миасс. Группа сайта просит вас связаться с нами! (ЗАЧЕМ ЭТО?)

Похвальное слово «Агату»

Искреннее сочувствие вызывает душераздирающий рассказ о злоключениях одного учителя и двух комплектов «Агатов», опубликованный в «ИНФО» N 2 за 1988 г. Однако вспоминается почти народная поговорка: хорошо работает не та машина, что из-за океана, а та, что в хороших руках. Машину надо знать и любить! Иначе толку не будет - ни в столице, ни в провинции, ни на IBM PC, ни на программируемом калькуляторе.

«Агат» же на нашем небогатом компьютерном небосклоне уникален уже тем, что на нём с наибольшей полнотой реализована замечательная система «Школьница» с языком высокого уровня Рапира и богатейшими возможностями (подробнее см. в статье А.Ю. Кривцова в том же номере журнала). Характерно, что негативные мнения о «Школьнице» обычно предваряют фразами типа: «Я вообще-то с ней не работал...»

О невысокой надёжности отечественной техники независимо от ведомства-производителя известно всем, и бесплодная затея - требовать невозможного при нашем уровне технологии. Естественное решение - в резервировании, дублировании ключевых узлов, распараллеливании узких мест.

И именно в КУВТ «Агат», в отличие от других старых и новых КУВТов, заложены дополнительные возможности для обеспечения надёжности и живучести путём резервирования. Главное - это однородная структура комплекта, все ПЭВМ одинаковы, нет разницы между машинами учителя и ученика. Каждый из 13 «Агатов» оснащён дисководом и разъёмом для подключения принтера и не зависит от того, готова ли (исправна ли) некая головная машина допустить его к находящимся в её монопольном ведении единственному дисководу и принтеру. В случае выхода из строя какого-либо узла одной из машин всегда можно привлечь на помощь соседнюю или из двух неисправных сделать одну рабочую.

Справедливости ради необходимо добавить, что знать и любить «Агат» было бы всё же легче, будь заводская документация полнее и, если бы принципиальные схемы доставались руками из упаковочной коробки, а не теми неисповедимыми путями, на которые только любовь и может подвигнуть.

Как это делается

В базовом комбинате ИВТ школы N 18 г. Миасса Челябинской области, где с 1986 г. эксплуатируются 13 «Агатов», разработан и осуществлён комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению возможно более надёжной работы техники путём доработки и резервирования ключевых узлов. Не всё здесь ново, но кое-что пригодится многим.

Несколько дисководов выделены в качестве автономных и помещены в специальные корпуса с тумблерами и индикаторами включения-выключения цепи защиты записи для работы с обратной стороной диска. Платы контроллеров дисководов оснащены вторыми разъёмами, окна в задней стенке расширены, и автономные дисководы легко подключаются к любой машине в классе по первому или второму приводу. Копировать с двумя дисководами - сплошное удовольствие!

Все дисководы отрегулированы до хорошего уровня совместимости между собой; однако для оперативного обнаружения неисправностей и минимизации потерь за каждым дисководом на занятиях закреплён определённый рабочий диск, эксплуатируемый преимущественно на данном устройстве. Рабочие диски учащихся унифицированы: на обратной стороне - загрузочный модуль и сервисные программы системы «Школьница», на лицевой - Бейсик, драйверы и около 400 блоков для хранения и отладки разрабатываемых программ.

В кабинете установлены кассетные магнитофоны, используемые как при проверке теоретических знаний школьников, так и для хранения Бейсик-программ на личных кассетах.

Для улучшения теплового режима в «слабые» машины, из которых вынуты дисководы, над блоками питания установлены миниатюрные вентиляторы ВН-2, работающие на вытяжку.

Для фронтальной демонстрации обучающих программ на теоретических занятиях по различным предметам смонтированы цветной и чёрно-белый мониторы с экранами размером 61 см по диагонали. Эти мониторы являются также резервными на случай выхода из строя штатных дисплеев.

Ещё одно узкое место - единственный принтер, который, несмотря на своё заграничное происхождение, тоже иногда ломается. Для снижения нагрузки на штатный принтер CPA-80 у нас задействованы два устройства «Роботрон-1154» (производство ГДР, другое название - «DARO-1154») из комплектов микро-ЭВМ «Искра-1256». Эти принтеры имеют нестандартный интерфейс, для их подключения созданы простые платы сопряжения и соответствующие системные программы - драйверы для Бейсика, «Школьницы» и графической печати.

В дальнейшем планируется осуществить сопряжение «Агатов» с планшетными потенциометрическими графопостроителями Н-306 и ПДП-4 из комплектов «Искры-1256».

Кто это делает

Отнюдь не региональные предприятия ВТИ с их малым опытом, дороговизной и неприемлемыми сроками. Про ставку инженера мы слышали и надеемся до конца века её добиться. Пока есть лишь полставки лаборанта.

В основном эти работы выполнили на общественных началах инженеры А. Тукачев, А. Осьминин, Е. Фёдоров, В. Струц, И. Бощенко и школьник М. Булыгин, выполнили в условиях школьного кабинета, как говорится, «на коленке». В результате значительно улучшились возможности использования и работоспособность КУВТ: при загрузке от 30 до 40 ч в неделю, как правило, в нерабочем состоянии находится не более одной машины.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *