Передовица » Макулатура » ИиО » Как бы есть...

Как бы есть... (N2/1988)

(обобщение двухлетнего опыта преподавания информатики на базе ПЭВМ «Агат»)

П. Чистопольский. Преподаватель информатики СШ N 238, Москва. Группа сайта просит вас связаться с нами! (ЗАЧЕМ ЭТО?)

1. Для разумного преподавания курса информатики (как и для любого другого курса) необходимо иметь научно обоснованную, практически проверенную программу. На данный момент не существует не только научной, но и просто нормальной программы (нормальной назовём программу, согласующуюся со здравым смыслом).

2. «Железо». Есть некоторая разница между плохо работающей ЭВМ, хорошо работающей ЭВМ и совсем не работающей ЭВМ. Однако пока этой разницы «как бы нет», что приводит к печальным результатам.

3. «Железо» всё-таки не главное. Утверждение, что непосредственно работает на пользователя не ЭВМ, а программа, выглядит банальностью. К сожалению, до производителей ПЭВМ это ещё не дошло, а в результате - катастрофические последствия в первую очередь для школы.

Непосредственным толчком для создания этих заметок послужило появление методического письма «О преподавании курса «Основы информатики и вычислительной техники» в IX и X классах Москвы в 1987/88 учебном году». Оно, как я понял, является одним из последних вариантов программы по информатике, так что прочтём его внимательно. Итак, первая трудность.

Программа. IX класс. На изучение графических возможностей языка отводится 6 ч, на изучение «всего остального» отводится 10 ч. При этом изучение графических возможностей начинается до изучения основных структур языка. Не слишком ли много времени отдано освещению частной возможности языка; не слишком ли мало - самому языку? Правильно ли изучать сначала частную возможность вывода результатов программы (причём так долго), а лишь затем объяснять, из чего может состоять сама программа?

После 10 ч изучения языка на протяжении 8 ч предлагается решать «Задачи из курса математики и физики». Очень хорошо. Но какие конкретно задачи имеются в виду? После 5 ч программирования (так как всего на Бейсик отведено 10 ч, из них половина - теория (как диктуют медицинские нормы)) ничего сложнее навязшего на зубах квадратного уравнения средний ученик средней школы решить не сможет. Или, по мнению составителей письма, 1 ч (а именно столько выделено ими) достаточно для того, чтобы ученик смог построить математическую модель для задачи «ненулевой» сложности? И разве построению математической модели следует учить лишь в конце года?

Одним словом, я просто не представляю себе, что это за задачи из школьного курса, которые можно решать после 5 ч практики программирования (если, конечно, здесь не подразумевается, например, рисование на экране квадратика).

X класс. С «Алгоритмизацией и программированием» та же история: 8 ч на работу с графикой, 6 ч на символьные переменные (т.е. на частные возможности языка) и в полтора раза меньше (9 ч) на само программирование. Причём что страдает: массивы и подпрограммы! Опять смещение акцента, по меньшей мере неоправданное.

Часы 27-28 и 29-30: составление учащимися по индивидуальным заданиям программ, имитирующих объекты и процессы, контролирующих программ и программ-тренажёров. Я проработал на ЭВМ 7 лет и не могу назвать эти планы иначе, чем блефом.

За 1 ч работы на машине (два урока - 2 ч, по медицинским нормам пополам - 1 ч) никакой ученик не сможет отладить программу, имитирующую объект или процесс и, тем более, программу-тренажёр.

«Принципы устройства и работы ЭВМ» - это 13 ч, отведённых на сложнейшую техническую и идейную информацию.

Архитектура ЭВМ, программное обеспечение ЭВМ (операционная система), двоичное кодирование, процессор, физические принципы работы... Опять-таки некоторая бессистемность. Операционная система - это ведь не вещь в себе! По программе получается: сначала мы работаем с операционной системой, затем расскажем, как работает и для чего нужна некая абстрактная операционная система, и лишь затем выясним, что это такое. На практике проверено - это ведёт к полной путанице. Ученик должен хотя бы приблизительно понимать, что происходит в машине в то время, когда он на ней работает (например, что при включении происходит загрузка операционной системы, курсор на экран выдаёт операционная система, у машины есть память, куда помещается программа, клавиатура не «печатает буковки на экране», а общается с памятью и т.д.). Мало того: 11-14-й уроки IX класса говорят о программном и командном режимах работы; и при этом ни слова об операционной системе, ни слова о памяти?!

Одним словом, эту тему нужно раскрывать не так и не тогда.

«Роль ЭВМ в современном обществе». 23 ч рассказа об ЭВМ, сопровождаемые общением с богатым программным обеспечением. Увы, на данный момент - это полная утопия. Аргументация будет приведена ниже.

Что же в итоге? Несбыточная мечта: иметь программу, а) чётко определяющую, чему нужно научить каждого школьника, а чему энтузиаста (не всем, на мой взгляд, нужно знать физические основы ЭВМ на уровне конструкции сумматора); б) стройную и логичную; в) учитывающую реальную математическую подготовку современного ученика.

Ни одним из этих качеств программа, изложенная в методическом письме, не обладает.

Борьба с железом. Состояние электронной техники весьма прискорбно, и это, в частности, делает неприемлемыми некоторые положения методического письма.

Мне довелось работать с двумя комплектами ПЭВМ «Агат», об «Агате» я и буду писать. Впрочем, многое будет верно и в отношении КУВТ-86 - если верить тем его пользователям, с которыми мне приходилось общаться.

Итак, 33-34-й уроки X класса. По методическому письму предполагается активная работа с локальной сетью.

Нет сейчас на «Агате» локальной сети, а когда будет - нельзя будет с ней работать! Мучаются люди с сетью на КУВТ-86. Сбоит она там непрерывно. Объединённые же в сеть «Агаты» представляются мне сплошным адом: сам по себе каждый «Агат» раз в час вылетает из операционной системы; что же будет, когда они будут влиять друг на друга?!

Активная работа с программным обеспечением предполагается при изучении темы «Роль ЭВМ в современном обществе». По сети программы пересылать нельзя (см. выше). Последовательно загружать с одной дискеты все машины? Дискета прослужит не больше недели (спасибо, если больше одного урока) - проверено двумя годами работы с болгарскими дисководами. И как работать с пакетами? Ну а для работы с «Агат-автором» (и не только с ним) дискета нужна непрерывно.

Можно дать на каждую машину по комплекту дискет - и тогда «запилим» их все очень быстро. Да, собственно, где же их взять? На машину даётся 10 штук, а накопленные программы занимают уже все 20 (а резерв? и т.д.).

Итак, работа с программным обеспечением (а это 25-29 ч по программе) сильно затруднена низким качеством дисководов и никаких улучшений (связанных с сетью) не будет!

Выхода нет никакого: ремонтники не считают себя обязанными приводить машины (например, дисководы) в нормальное рабочее состояние, у них и на приведение машин в «хоть как-нибудь рабочее» состояние сил не хватает. Вот и считается ПЭВМ работающей, если проходят тест памяти и тест комплексный, хотя всем прекрасно известно, что это не только успешной, но даже нормальной работы не гарантирует. Набрать 5-строчную программку и запустить её с грехом пополам на «работающей» машине можно, но записать на дискету - уже далеко не всегда. А прочитать дискету на другой машине - фокус, который удаётся редко. Плюс очень неудобные клавиатуры, плюс вредные для глаз телевизоры, плюс ужасный, невыключаемый динамик. Стрессовые ситуации при работе на «Агате» возникают каждую минуту! 40-50% времени учителя тратится на изнуряющую борьбу с халтурой. Какая локальная сеть?! Какая база данных?! Добиться бы, чтобы клавиши не западали, чтобы магнитофонный вывод работал не у двух, а у всех 13 машин, чтобы дисководы не портили дискет, телевизоры не горели! (У меня горели.)

Ещё одна несбыточная мечта: работать на безотказной технике (по определению американцев, «персональная ЭВМ - надёжность военной техники, стоимость бытовой электроники». «Агат» стоит 4000 рублей, но более ненадёжного устройства я в жизни не видел).

И всё же главное - не железо. Все вышеперечисленные проблемы связаны с недостатком опыта преподавания и низким уровнем развития технологии. В той или иной степени, они со временем сгладятся. Проблема же программного обеспечения, которая, насколько я могу судить, существует не только в школе,- проблема принципиальная. На сегодняшний день труд программиста не считается трудом. Нет чёткого механизма «написал программу - продал», нет заинтересованности в распространении и качестве программы, нет хорошей документации. Создание программного обеспечения стало делом бескорыстного энтузиазма (что приводит, в частности, к незавершённости программ, их некультурности, неудобству в эксплуатации, ненужному дублированию). Распространение программного обеспечения - это обмен, выпрашивание и даже воровство. В итоге - полная неразбериха, хаос. На «Агате» из всего «обеспечения» достойна так называться лишь десятая часть программ. (Программное обеспечение «как бы есть», но его на самом деле нет, так же как ПЭВМ, прошедшая тест памяти, как бы работает, а на самом деле «пилит» дискеты.)

А теперь конкретно о программном обеспечении «Агата». Система «Школьница», возможно, хороша, но я на ней не работаю, так как: а) для учебного процесса она неудобна; б) определить её сбой во многих случаях невозможно; в) программы, написанные в одной её версии, могут не идти в другой, а описание есть только на первую версию; г) дискета должна всегда быть в дисководе (см. выше). Наконец, самое главное - подавляющее большинство пользователей работает на Бейсике, и основное обеспечение написано на нём, а давать и Бейсик, и Рапиру одновременно невозможно, и так времени мало.

Поэтому для меня недоступны: единственная существующая (хоть и плохонькая) база данных (она написана в «Школьнице»); программы-исполнители (по той же причине) и т.д. Некоторое число уроков оказывается без поддержки. Так что «база данных как бы есть».

Система «Бейсик-Агат». В настоящее время существует, как минимум, пять версий. Ни на одной из них спокойно работать нельзя. Наиболее надёжная («штатный ДОС») работает очень медленно, создаёт трудности при редактировании, лишена многих нужных возможностей, реализованных в других версиях.

Все версии страдают несоответствиями описаниям, данным в документации к ПЭВМ, у многих есть индивидуальные недостатки: в одной потеряна вырезка из символьной переменной, в другой потерян магнитофонный вывод и т.д. Плюс ко всему некоторые программы (включая системные), написанные в одной версии, не идут в другой.

Итак, интерпретатор Бейсика на «Агате» «как бы есть», но нормально на нем не поработаешь.

Ну и так далее: клавиатурный тренажёр «как бы есть»; графический редактор «как бы есть» (увы, он не является редактором-исполнителем, который требуется в соответствии с методическим письмом); текстовый редактор «как бы есть» (но освоить «Агат-автор» за 2 ч, как того требует методическое письмо, невозможно); динамические таблицы «как бы есть» (за 2 ч их не освоить); пакеты прикладных программ «как бы есть» (частично на «Школьнице», а то, что есть на Бейсике, не отвечает минимальным требованиям культуры программирования).

Я прошу учесть, что часть сведений этого раздела может быть ошибочной. Может быть, где-то уже давно существует какая-нибудь бейсиковая база данных, описание отличий «Школьницы» 3.1 от «Школьницы» 2.1, безошибочно работающий компилятор Бейсика и т.д. Но я, пользователь, о них ничего не знаю, а если и узнаю, то не достану, а если и достану, то только «левым» путём. Так что даже если это всё и есть, оно «как бы есть».

Последняя несбыточная мечта: иметь возможность законным путём приобретать необходимое программное обеспечение (безотказное, культурное, сопровождаемое удобочитаемой документацией).

Несбыточная мечта в квадрате: возможность делать заказы на обеспечение.

Всё.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *