Передовица » Макулатура » ИиО » Наш кабинет

Наш кабинет (N1/1987)

Н. Сукичев. Группа сайта просит вас связаться с нами! (ЗАЧЕМ ЭТО?)

Учитель информатики школы N 625, Москва

Кабинет информатики нашей школы в 1985/86 учебном году был оснащён персональными ЭВМ «Агат». Кроме обучения информатике он используется для ознакомления педагогов школ, является демонстрационным для делегаций учителей Москвы и других городов страны. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН СССР работали у нас над вопросами охраны здоровья (в частности, зрения) школьников в дисплейном классе. Физиологи дали важные рекомендации по режиму работы учащихся, ограничив продолжительность занятий с дисплеем на уроке.

Преподают информатику в нашей школе сотрудники Вычислительного центра АН СССР. Они ведут на базе техники своего ВЦ обучение наших учащихся по специальности «оператор ЭВМ». Пока не был создан кабинет информатики, школьники составляли программы на языке Алгол и пользовались большой универсальной машиной ВЦ. Когда в учебный процесс ввели ЭВМ «Агат», учащиеся с радостью переключились на эту машину, отмечая, что работать с ней интересней; у «Агата» много игровых программ, есть цветная графика, используется удобный язык Бейсик.

Ведёт урок Н. А. Сукичёв.

Преподаватели сначала разрабатывали учебный материал самостоятельно, так как нужного учебника не существовало, однако в заданиях использовались и материалы учебного пособия по информатике для безмашинного обучения (автор А. П. Ершов). Педагогическая практика показала, что на уроках информатики удобно пользоваться карточками индивидуальных поурочных занятий. Желательно для учителей издать сборник дидактических заданий по информатике или публиковать карточки-задания в журнале «Информатика и образование».

В школах страны сейчас используются многие типы ПЭВМ, включая и зарубежную технику. Огромен интерес учащихся к этому многообразию, желание выяснить и сравнить возможности компьютеров, увидеть их достоинства. В этом большую помощь школьникам могут оказать диафильмы и кинофильмы, демонстрирующие ПЭВМ в сравнении, рассказывающие о работе с ними, показывающие работу программ и их структуру. Такие диафильмы особенно необходимы школам, не имеющим ЭВМ. Надо создавать диафильмы и по заданиям из школьной программы, сопровождая их показом компьютерных игр. Отметим, что на базе нашего кабинета и стендов ВДНХ СССР создан школьный диафильм «Архитектура и функционирование ЭВМ», который должен быть выпущен студией «Диафильм» в 1986 г.

В истекшем учебном году наши ученики изучали два языка программирования: Бейсик и Рапира. Обычно дети всегда отдавали предпочтение Бейсику, ссылаясь на большие удобства изменений и развития программы, на возможность связи с ассемблерными включениями и работы с Бейсик-программами от других машин.

Если учёба идёт отлично, и настроение отличное.

Многочисленные игровые программы, которыми оснащена ПЭВМ «Агат», использовались для освоения компьютера и как образцы приёмов выполнения программы. Школьники сами составили игровые программы с движением цветных объектов, тиром и подсчётом результатов. С интересом разбирали они имеющиеся на «Агате» звуковые программы, что позволило им самостоятельно создать несколько программ-мелодий, сопровождаемых красочными цветными рисунками и текстами.

С увлечением занимаются учащиеся серьёзными игровыми программами на «Агате»: шахматами, шашками. Изучили ребята многие обучающие программы и игры на языках системы «Школьница», созданные учащимися Новосибирска, Латвии и Казахстана. Они освоили системные программы ПЭВМ «Агат»: графический и текстовый редактор, тесты, копирование, калькулятор, информационную систему, средства системы «Школьница». Дети, увлекающиеся математикой, создали программы построения и решения треугольников, матричных расчётов, логическую игру «Ним» и др.

Л. Эпштейн - автор игровой программы «Ним».

Говоря об оснащении техникой, отметим, что в проекте кабинета надо было бы предусмотреть отдельное лабораторное помещение, где бы велись подготовительные работы, хранилось временно не используемое оборудование, носители, документация.

Компьютеры для школы должны обладать следующими качествами:

высокой надёжностью при длительных нагрузках на каждый узел ПЭВМ;

наличием цветного дисплея, подходящего для детского зрения, имеющего антибликовую защиту, позволяющего совмещать графический и текстовый материал в одном кадре;

сетевой организацией связи учительской ЭВМ с машинами учащихся;

наличием у учительской ЭВМ большого демонстрационного монитора и принтера;

ёмкой оперативной и дисковой памятью и возможностью сохранения информации при кратковременном отключении ПЭВМ;

развитым математическим обеспечением, оснащением языками программирования, достаточно распространёнными в сфере образования: Бейсик, Рапира, Лого, Паскаль;

проблемно - ориентированной модульностью.

В нашей школе были попытки использовать «Агат» для составления программ по различным школьным предметам. При этом оказалось, что было бы целесообразно, чтобы аппаратная часть ПЭВМ могла быть модифицируема в соответствии со спецификой предмета, т. е. имела модульную сборно-разборную конфигурацию из проблемно-ориентированных блоков. Например, для математики и химии, где много специальной символики, желательно иметь предметный алфавит клавиатуры и экрана. Для геометрии и географии нужна высокая графика монитора и графическое матобеспечение. Для физики нужен запас стеков: для измерительных применений ПЭВМ, для обмена ПЭВМ с внешними цепями цифровыми и аналоговыми сигналами, для управления моделями и др. На уроках литературы компьютер должен быть обеспечен принтером и текстовым редактором. Информационные системы для гуманитарных предметов требуют расширения оперативной памяти. То же можно сказать и о современных идеях создания универсальных обучающих систем, в которых учитель-предметник разрабатывал бы компьютерный урок, задавая ЭВМ входной сценарий.

В школах страны существует уже много кабинетов, оснащённых универсальными ПЭВМ, для которых создано и постепенно расширяется программное обеспечение. Для таких кабинетов переход на другие ПЭВМ и новое матобеспечение более сложен, чем постепенная модернизация, перевод на новые модели ЭВМ, архитектурно совместимые с предшествующими, при условии постоянного наличия у них развиваемого базового программного фонда. Целесообразно, чтобы модернизацию оборудования таких кабинетов в плановом порядке выполняла бы специальная организация.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *