Много фамилий авторов известных программ, в основном на рапире. На сайте академика Ершова пропущено две миниатюры страниц с номерами 222 и 223. При этом сами файлы на сайте присутствуют и по прямой ссылке доступны. Здесь, на agatcomp, приводится текст полного варианта.
В приложении: состав участников; программы факультативов; программы двух конференций школьных работ по программированию и протокол заседания жюри конференций.
В соответствии с Постановлением Министерства просвещения СССР, Президиума Сибирского отделения АН СССР и Центрального правления ВТО РЭС им. А.С. Попова N 13р-1/248/34/6 от 27.06.85 г. с 14 по 28 августа 1985 года проходила X-я ВЛШЮП в молодёжном лагере "Сибиряк " под Новосибирском.
На Школе были подведены итоги начального периода становления общественных форм работы со школьниками в области ЭВМ и программирования.
Состав участников школы
В работе Школы приняло участие 190 школьников из 13 республик Советского Союза (из них 25 школьников из Новосибирска), 8 школьников из ГДР и ЧССР.
Распределение школьников по городам и союзным республикам приведено в приложении 1.
Каждую команду возглавлял сопровождающий преподаватель. Впервые было сформировано четыре региональных команды, каждую из которых возглавлял один руководитель:
г. Красноярск, Тувинская и Якутская АССР,
г. Омск и г. Курган,
г. Москва и г. Тула,
г. Свердловск, г. Магнитогорск и Башкирская АССР.
Большинство ребят приехало в Школу впервые (70%). Многие из них изучали программирование на занятиях в учебно-производственных комбинатах, на факультативах в школах и в кружках во внешкольных учебных заведениях. Часть из них ранее программирование не изучали.
Сопровождающие преподаватели - в большей своей части работники органов народного образования, многие ведут занятия по программированию в школах, внешкольных учреждениях и вузах, а более половины из них принимали участие в работе предыдущих Летних школ.
В работе Школы активно участвовали члены ВТО РЭС им. А.С. Попова Архангельский О.И. и Бровина Г.Н. (г. Ленинград), Штернберг Л.Ф. (г. Куйбышев).
На школе работал студенческий отряд из 10 человек. Впервые вместе с новосибирцами работали иногородние студенты (гг. Москва, Ленинград, Свердловск, Красноярск) - участники предыдущих Летних школ.
Учебная работа школы
Учебная работа Школы была организована следующим образом.
Все участники были разделены на три потока. К первому потоку (39 человек) были отнесены все учащиеся, не знакомые с программированием; ко второму (91 человек) - учащиеся, знакомые с основами программирования и имеющие опыт работы на ЭВМ; к третьему (40 человек) - ребята, знающие один-два языка программирования и имеющие опыт разработки и отладки больших программ.
Для первого потока были организованы циклы лекций "Основы программирования и элементы языка Рапира", "Некоторые приёмы программирования", "Организация решения прикладных задач на ЭВМ". Лекции читали В.А. Цикоза и Н.А. Юнерман. Наряду с лекциями проводились семинары и практические занятия на ПЭВМ АГАТ. Следует отметить, что во всех семинарских группах первого потока впервые занятия вели руководители делегаций, прошедшие подготовку во время участия в предыдущих Летних школах.
Для второго и третьего потоков были прочитаны лекции о языке Рапира и системе Школьница, по стандартным приёмам программирования, по разработке учебных пакетов прикладных программ и подготовке технической документации. Лекции читали Е.В. Налимов, В.А. Цикоза, Л.Ф. Штернберг. Кроме того, были проведены факультативы "Алгоритмический язык Алгол-68" (Терехов А.Н., г. Ленинград), "Техника трансляции" (Б.А. Федотов, г. Ленинград), "Базы данных" (А.Л. Виллемс, г. Тарту) и "Операционная система CP/M" (Ю. Галутин, г. Москва).
Программы факультативов приведены в приложении 2.
Для выполненная практических заданий на ЭВМ учащиеся всех потоков были разделены на бригады, к каждой из которых был прикреплён консультант из числа новосибирских школьников и студентов, имевших опыт практической работы на ЭВМ. Задания для первого потока носили, в основном, учебный характер, а задания для второго и третьего потоков - производственный (в основном - разработка учебных пакетов прикладных программ). Всего было организовано 44 бригады.
Перед началом практических работ на ЭВМ была проведена общая лекция по технике безопасности.
На Школе использовались 13 ПЭВМ АГАТ, оснащённые системой Школьница, и одна ЭВМ "Правец-82".
За время работы Школы было проведено две конференции школьных научно-практических работ по программированию.
На первой конференции было проведено два заседания. На первом заседании было заслушано 23 доклада иногородних участников Школы по итогам работ, выполненных на протяжении учебного года, из них четыре доклада - на пленарном заседании, 6 докладов - на секции "Системное программирование" и 13 докладов - на секции "Прикладное программирование". На втором заседании были представлены 9 докладов новосибирских школьников о работах, выполненных на ПЭВМ АГАТ.
На второй конференции прочитано 36 докладов по итогам работ, выполненных на Школе. На пленарное заседание было вынесено 6 докладов. Остальные были прочитаны на секциях "Обучающие программы" (10 докладов). "Прикладные программы" (8 докладов), '"Игры и тренажёры" (12 докладов).
Программы конференций приведены в приложениях 3 и 4.
Для выхода на итоговую конференцию каждая бригада предъявляла документацию, включающую техническое задание, дневник разработки программы, тексты (распечатки) и описания программ (процедур). Во время конференции проводилась демонстрация работы отлаженных блоков каждой программы. Все программы переданы новосибирским школьникам для завершения работы.
По итогам работы Школы 31 человек награждён дипломами I степени, 37 человек - дипломами II степени, 32 человека - дипломами III степени. Поощрительный приз получили 42 человека. Все ребята, получившие дипломы, отмечены памятными подарками.
Три человека награждены грамотами газеты "Пионерская правда".
Три человека награждены памятными подарками и грамотами за помощь в организации и проведении Школы.
Пять человек (студенты новосибирских вузов и школьники) награждены грамотами Новосибирского обкома комсомола.
Девять преподавателей награждены грамотами и памятными подарками за большую помощь в проведении Школы и хорошую подготовку команд.
Наиболее высокие результаты показали команды Эстонской, Латвийской и Киргизской ССР, городов Ленинграда, Красноярска, Томска, Куйбышева и Ангарска (Иркутская область).
Список участников и призёров конференции приведён в приложении 5.
Для преподавателей был проведён семинар "Работа со школьниками по изучению и применению ЭВМ в школе и внешкольных учреждениях", на котором были заслушаны и обсуждены следующие доклады:
Кирова К. (НРБ, г. Шумен). Информатика в Болгарии.
Городняя Л.В. (г. Новосибирск). Система "Школьница".
Юнерман Н.А. (г. Новосибирск). Курс "Основы программирования" в 4-5 классах общеобразовательной школы.
Гиглавый А.В. (г. Москва). ЭВМ будущего.
Сосинский А.Б. (г. Москва). Раздел "Искусство программирования" в журнале "Квант".
Самовольнова Л.Б. (г. Москва). О новом предмете "Основы информатики и вычислительной техники".
С сообщениями об опыте работы со школьниками и студентами выступили А.Л. Виллемс (г. Тарту), У.Э. Пуус (ЭССР, п. Ныо), С.Т. Гераськина (г. Ульяновск), М.И. Дербинян и А.А. Элигулашвили (г. Тбилиси), С.Б. Пономарёва (г. Томск), Г.И. Бровина (г. Ленинград), Г.А. Шостак (г. Красноярск), М.Ю. Бурова (г. Омск), Йодас Владимир (ЧССР, г. Братислава), Вернер Рейх (ГДР, г. Берлин).
Проведены были две встречи с академиком А.П. Ершовым, на которых обсуждались учебно-производственный язык Рапира и учебное пособие для 5-го класса по курсу "Основы информатики и вычислительной техники".
Культурная программа Школы
Торжественное открытие Школы проходило в Доме Учёных Сибирского отделения АН СССР, открыл Школу академик А.П. Ершов. Перед участниками Школы выступили д.ф.-м.н., профессор В.Н. Врагов (Первый проректор НГУ), зав. отделом школьной молодёжи и пионеров Новосибирского обкома ВЛКСМ Л.В. Васильева, директор молодёжного лагеря "Сибиряк" В.В. Дыненков. Все участники Школы получили памятные значки.
За время работы Школы были проведены вечера-дискотеки, прощальный костёр, вечер встречи, КВН между преподавателями и школьниками, прогулка на теплоходе по Обскому морю, работал кружок бальных танцев, состоялись товарищеские встречи по футболу.
Организованы были производственные экскурсии в Вычислительный центр СО АН СССР, институт прикладной физики, новосибирский государственный университет, институт автоматики и электрометрии СО АН СССР, а также ознакомительные экскурсии в Музей института геологии и геофизики СО АН СССР, Ботанический сад СО АН СССР, по городу Новосибирску и Академгородку.
В гости к участникам Школы приезжали ребята из новосибирского клуба "Кон-Тики", которые рассказали о своей работе.
Деятельность Школы отражена на страницах центральных и местных газет и журналов, в передачах новосибирского и центрального телевидения, две статьи о Летней школе опубликованы в болгарских газетах.
Предложения по организации дальнейших школ
За последние годы в стране накоплен большой опыт по использованию вычислительной техники в работе со школьниками. Во многих городах ведутся занятия с учащимися 9-10-х классов в рамках предпрофессиональной подготовки, факультативы и кружки в школах и внешкольных учреждениях.
В течение десяти лет проводятся Летние школы юных программистов в Новосибирске, в 1980 году они получили статус Всесоюзных. Во многих летних физико-математических школах (гг. Новосибирск, Омск, Красноярск и др.) ведутся факультативы по программированию. В Литовской ССР ежегодно проводятся республиканские летние школы юных программистов, начиная с 1979 года.
Начиная с 1985/86 учебного года во всех школах страны введён предмет "Основы информатики и вычислительной техники", резко увеличилось число кружков и факультативов, тематика которых связана с изучением и использованием вычислительной техники.
Сегодня стало уже очевидно, что наряду со Всесоюзными летними школами юных программистов необходимо проводить региональные школы, на которых может происходить отбор участников для Всесоюзных школ. Региональные школы могут проводиться во всех республиках, большинстве крупных городов РСФСР. Организация сети региональных школ ласт возможность большему числу школьников более глубоко освоить вычислительную технику, на практике применить свои знания, полученные в школьных классах.
Но прежде чем организовывать широкую сеть региональных школ, целесообразно провести такие школы в 5-6 крупных городах страны. Сейчас уже можно назвать города, которые готовы к проведению летней школы уже в 1986 году. Это - Ленинград, Свердловск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Томск, Тарту, Вильнюс и другие.
При проведении первых региональных школ нужно обратить внимание на решение следующих вопросов:
Отбор участников,
Возраст участников,
Программа Школы,
Техническое и программное обеспечение,
Кадровое обеспечение,
Финансирование,
Место проведения Школы,
Организационные вопросы.
Учитывая опыт проведения Всесоюзных летних школ в Новосибирске по каждому из этих вопросов можно рекомендовать следующее:
1. Отбор участников может быть осуществлён через:
олимпиады (очные и заочные),
кружки и факультативы,
заочные школы программирования.
Нужно дать возможность каждому школьнику участвовать в отборе для участия в Школе.
2. В ближайшие годы, видимо, основной контингент участников Школы будет состоять из ребят 8-9-х классов. Но опыт показывает, что к участию в таких Школах можно привлекать ребят, начиная с 4-5-го класса. Если на Школу приглашаются команды от факультативов или кружков, то рекомендуется в их состав включать школьников разного возраста. Это даёт возможность для успешного решения задач преемственности и взаимодействия в условиях коллективного труда.
3. Учитывая разную подготовку участников Школы, рекомендуется разделить их на несколько потоков и занятия на каждом из них проводить отдельно. Для всех потоков должна быть проведена лекция по технике безопасности.
Учебная программа каждого из потоков может включать:
лекции и семинары по одному из языков или систем программирования,
практические занятия на ЭВМ,
лекции ведущих учёных об использовании вычислительной техники в разных отраслях народного хозяйства, о наиболее интересных разработках в программировании,
экскурсии в вычислительные центры предприятий,
конференции школьных научно-практических работ по программированию.
Рекомендуется провести две конференции: на первой ребята расскажут о работах, выполненных ими в течение года, а на второй сделают сообщения о работах, сделанных за время Школы. Будет очень хорошо, если параллельно с рассказом ребята смогут продемонстрировать свои работы. На конференциях можно организовать работу по тематическим секциям. Наиболее интересные доклады можно заслушать на пленарных заседаниях. Для подведения итогов конференции необходимо выбрать жюри. В состав жюри могут войти специалисты по вычислительной технике, руководители делегаций.
Для проведения практических занятий на ЭВМ рекомендуется организовать бригады школьников по 4-5 человек.
Для ребят, имеющих опыт в работе на ЭВМ, можно организовать работу по "методу проектов".
Культурная программа Школы может включать различные ознакомительные экскурсии, спортивные мероприятия, игры на вычислительных машинах, литературные вечера, вечер встречи и прощальный костёр.
Для преподавателей и руководителей делегаций можно провести семинар по обмену опытом работы в данной области, обсудить работу Школы.
4. Нужно определить класс машин, на которых будут работать участники Школы, рассмотреть программное обеспечение, которое будет им доступно. При выборе техники рекомендуется отдать предпочтение персональным компьютерам при работе с новичками. Для ребят, имеющих опыт программирования, можно организовать занятия на нескольких типах машин. Необходимо решить вопросы технического обслуживания техники во время Школы. При работе на машинах в режиме коллективного пользования, лучше организовать работу в диалоговом режиме и обеспечить достаточно оперативный пропуск задач.
5. Руководителями делегаций должны быть люди, имеющие отношение к работе со школьниками в области информатики.
Преподавателями на Школе могут быть учителя школ, преподаватели вузов и техникумов, сотрудники вычислительных центров и студенты.
Для всех преподавателей нужно провести установочный семинар, на котором распределить их по потокам, ознакомить их с общей программой школы, её техническим и программным обеспечением. Во время работы Школы рекомендуется, чтобы преподаватель, читающий лекции, проводил занятия с преподавателями, ведущими семинарские занятия на его потоке, на которых будут обсуждать ключевые моменты лекции, набор задач, необходимых для разбора, типичные ошибки и т.д.
Хорошо зарекомендовала себя система консультантов - когда к каждой бригаде школьников, приехавших на Школу, прикрепляется один из учеников города-организатора, имеющий опыт работы с той системой программирования, которая предоставлена в распоряжение участников Школы. После скончания Школы консультанты могут завершить разработку наиболее интересных работ, выполненных на Школе.
6. При решении финансовых вопросов необходимо учесть следующие статьи расходов:
командировочные расходы школьников и сопровождающих преподавателей,
оплата проживания и питания участников школы,
командировочные расходы приглашённых преподавателей и организаторов Школы,
проведение культурно-массовых мероприятий, прокат спортинвентаря,
оплата подарков и призов для участников конференции и различных конкурсов,
транспортные расходы.
7. Рекомендуется проводить Летние школы на базе пионерских или молодёжных лагерей, пансионатов или домов отдыха, расположенных в загородной зоне. Это даёт возможность лучше спланировать работу Школы, ребята большую часть времени могут проводить на свежем воздухе, уделить внимание занятиям спортом.
8. Для проведения Школы необходимо создать Оргкомитет, в состав которого могут войти директор Школы и его заместители, представители органов народного образования, комсомольские работники. Оргкомитет руководит всей подготовкой и проведением школы.
Нужно разработать положение о Школе, в котором определить цели и задачи таких школ, их тематику.
Председатель Комитета по проведению Всесоюзных летних школ юных программистов Академик А.П. Ершов
Директор X Всесоюзной летней школы юных программистов Н.А. Юнерман
Приложение N 1 к отчёту о X Всесоюзной летней школе-слёте юных программистов
Состав участников Школы
РСФСР - 129 человек
в том числе:
г. Москва 12 чел.
г. Тула 1 чел.
г. Ленинград 10 чел.
г. Куйбышев 6 чел.
г. Ульяновск 6 чел.
г. Свердловск 9 чел.
г. Магнитогорск 4 чел.
г. Омск 9 чел.
г. Курган 1 чел.
г. Томск 10 чел.
г. Красноярск 9 чел.
г. Барнаул 4 чел.
г. Ангарск 6 чел.
г. Владивосток 10 чел.
г. Новосибирск 25 чел.
Башкирская АССР 2 чел.
Бурятская АССР 1 чел.
Тувинская АССР 2 чел.
Якутская АССР 2 чел.
Украинская ССР 9 чел.
Казахская ССР 9 чел.
Белорусская ССР 9 чел.
Молдавская ССР 3 чел.
Узбекская ССР 2 чел.
Эстонская ССР 4 чел.
Литовская ССР 5 чел.
Латвийская ССР 5 чел.
Азербайджанская ССР 2 чел.
Грузинская ССР 3 чел.
Таджикская ССР 1 чел.
Киргизская ССР 1 чел.
ВСЕГО: 182 человека
Директор X ВЛШЮП Н.А. Юнерман
ОТЧЁТ о работе иностранных участников X Всесоюзной летней школы-слёта юных программистов
В соответствии с Постановлением Министерства просвещения СССР, Президиума Сибирского отделения АН СССР и Центрального
правления НТО РЭС им. А.С. Попова N 13р-1/248/34/5 от 27.06.85 г. с 14 по 28 августа 1985 г.
проходила X ВЛШЮП в молодёжном лагере "Сибиряк" под Новосибирском.
В работе Школы участвовали 8 учащихся из ГДР и ЧССР. Комитет по проведению Школы обеспечил
встречу иностранных участников в Москве и Новосибирске и их проводы из Новосибирска и Москвы.
Состав иностранных участников Школы:
ГДР:
ЭБЕРТ Андреас (г. Йена)
ФИНК Тило (г. Хойерсвед)
ЦИЦИОВ Хармут (г. Франкфурт)
КРАЙСИГ Андреас (г. Лейпциг)
ГАНТЦ Кристиан (г. Галле)
ЧССР:
ЯНОТА Растислав (г Братислава)
ПЕТРОВИЧОВА Катарина (г. Братислава)
ВЕСЕЛЫЙ Владимир (г. Братислава)
Делегацию ГДР возглавлял Вернер РЕЙХ.
Все члены делегации ЧССР - учащиеся гимназии им. Ю. Гронца, руководитель делегации - преподаватель математики этой гимназии Владимир ЙОДАС.
Янота Растислав (ЧССР) второй раз принимал участие в работе Школы, остальные ребята приехали на Школу впервые.
Все иностранные участники Школы приняли активное участие в её работе.
На двух конференциях школьных научно-практических работ по программированию ими сделано 4 доклада, отмеченных двумя дипломами I степени и тремя дипломами II степени.
Руководители делегаций приняли активное участие в работе семинара для преподавателей, на котором рассказали о работе со школьниками в области программирования в своих странах.
Школу посетила преподаватель информатики Шуменского пединститута (НРБ), к.ф.-м.н. Костодинка КИРОВА. Она выступила на семинаре для преподавателей с докладом "Информатика в Болгарии".
Председатель Комитета по проведению Всесоюзных летних школ юных программистов академик А.П. Ершов
Директор X Всесоюзной летней школы юных программистов Н.А. Юнерман
Приложение N 2 к отчёту о X Всесоюзной летней школе-слёте юных программистов
ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВОВ
"Алгоритмический язык АЛГОЛ-68"
Чем отличается хороший язык программирования от плохого?
Современное состояние дел в промышленном программировании.
Надёжность языка программирования.
Структуры управления языка АЛГ0Л-68.
Типы данных.
Описания.
Основные операторы.
Организация обмена.
Технология промышленного программирования.
"Техника трансляции"
Задача трансляции.
Лексический анализ.
Синтаксический разбор.
Видозависимый анализ.
Оптимизация.
Генерация кода.
Общая структура транслятора.
Компиляция и интерпретация.
Виртуальные ЭВМ, их использование на однобайтовых ЭВМ.
Виртуальная ЭВМ, разработанная в Ленинградском университете как инструмент переноса программного обеспечения на различные ЭВМ.
"Базы данных"
Революция мировоззрения: от программоцентрированного к датацентрированному взгляду.
Как быстро найти данные?
Как организовать динамические совокупности данных?
Связи между данными и классификация систем управления базами данных.
"Операционная система CP/M"
Структура ОС и распределение памяти.
Процессор консольных команд.
Вызовы BDOS.
B/OS - основа мобильности CP/M.
Структура и система команд процессора INTEL 8080
Директор X ВЛШЮП Н.А. Юнерман
Приложение N 3 к отчёту о X Всесоюзной летней школе слёте юных программистов
ПРОГРАММА 1-й КОНФЕРЕНЦИИ школьных научно-практических работ по программированию
Заседание 1 17 августа 1985 г., 10.00 - 13.00
Пленарное заседание
Терехов Сергей (Новосибирск, 10), Берхоер Марк (Новосибирск, 8) и Грабарь Анатолий (Новосибирск, 1 курс НГУ).
Состояние переноса интерпретатора языка Рапира на машины с процессором PDP-11.
Казначеев Владислав (Ленинград, 9).
Структурный диалект ФОРТРАНА.
Поваров Дмитрий (Ульяновск, 9).
Сравнительная характеристика Паскаля в ОС РАФОС и ОС ЕС.
Гантц Кристиан, Эберт Андреас, Крайсиг Андреас, Финк Тило, Цициов Хартмут (ГДР, 11 класс гимназии).
Программирование в школах ГДР.
Секция "Системное программирование"
Каныгин Андрей (Ленинград, 9).
Текстовый редактор.
Саарсен Тоомас (п. Ныо, ЭССР, 10).
О кросс-системе на процессоре INTEL 8080.
Верницкий Алексей (Свердловск, 8).
Язык для обработки цепочек литер.
Энтеми Александр (Свердловск, 8).
Графическая система ЕВКЛИД.
Кларк Павел (Тула, 9).
Редактор текста для ЭВМ "Электроника-60".
Пастур Дмитрий (Харьков, 9).
Оптимизирующий транслятор программы с ВМК "Электроника Б3-21" на ВМК "Электроника Б3-34".
Гавриленко Сергей (Новосибирск, 9). База данных АИСТ. Исполнитель МУРАВЕЙ.
Директор X ВШЮП Н.А. Юнерман
Приложение N 4 к отчёту о X Всесоюзной летней школе-слёте юных программистов
ПРОГРАММА II-й КОНФЕРЕНЦИИ школьных научно-практических работ по программированию 27 августа 1985 г., 10.00 - 17.00
Секция "Обучающие программы"
Белов Вячеслав, Волынов Валерий (Ульяновск, 9), Елистратова Светлана (Ульяновск, 7) и Кривцов Дмитрий (Ульяновск, 8). Моделирование работы стека.
Бендинскас Витолис (Вильнюс, 10), Дилис Альмантас (Биржай, 10), Нандарис Айдас (Покруйский р-н, ЛитССР, 10), Стаугайтис Видас (Каунас, 10) и Яугелавичюс Рямигиюс (Йонава, 10). Программа для обучения действиям над кортежами.
Михеев Егор, Поднос Евгений, Попова Елена (Ленинград, 9) и Шмидт Никита (Ленинград, 6).
Программа для обучения предписанию присваивания.
Горбачёв Алексей, Ермак Юрий, Куринной Михаил и Пастур Дмитрий (Харьков, 9).
Пакет прикладных программ "Геометрическая оптика".
Ларин Игорь, Мартынова Ольга, Киселёва Наталья и Печуркин Виктор (Красноярск, 9).
Пакет прикладных программ "Индукционный ток".
Пак Вадим (Владивосток, 8), Панкратов Юрий, Кириченко Юрий и Усатюк Владимир (Владивосток, 9).
Пакет прикладных программ "Электромагнитный контур".
Катекова Мария, Павловская Ирина, Самойленко Наталья (Москва, 9), Энтеми Александр (Свердловск, 8) и Намжилон Эльвира (Улан-Удэ, 9).
Пакет прикладных программ "Геометрия".
Рентц Игорь (Якутск, 7). Программа "Симметрия".
Варшавский Яков (Харьков, 7), Белоус Алла (Кишинёв, 9), Наткович Ольга (Харьков, 8), Дмитриева Наталья и Перский Яков (Харьков, 9).
Программа "Построение и преобразование графиков".
Артёмов Александр, Сарана Денис (Владивосток, 9) и Богданов Дмитрий (Владивосток, 9). Программа "Построение графиков".
Секция "Игры и Тренажёры"
Тульбович Александр (Харьков, 8). Кривые второго порядка.
Гутман Илья (Куйбышев, 7), Арутюнян Алексей, Кованев Андрей, Чикаев Андрей (Куйбышев, 8) и Власов Михаил (Куйбышев, 9). Исполнитель "Дежурик".
Федотов Алексей, Хвостенко Олег (Красноярск, 5). Программа "Часы".
Аршинов Михаил, Балин Дмитрий, Протасов Евгений (Томск, 7) и Пономарёва Ольга (Томск, 8). Программа "Поиск квартиры".
Мивтахов Ринат (Томск, 9) и Санкевич Дмитрий (Томск, 8). Текстовая программа по теме "Электромагнитные явления".
Станкевич Татьяна (Гомель, 9), Фридберг Рута (Гродно, 9), Раскина Инесса (Витебск, 9), Кунцевич Ирина (Полоцк, 9) и Ковалёва Жанна (Минск, 9).
Программа "Сравнение дробей".
Воробей Дмитрий (Могилёв, 9), Свердлов Михаил и Сутин Дмитрий (Минск, 9). Исполнитель "Машинист".
Анисимов Игорь, Глейзер Аркадий, Коган Борис и Овчинников Евгений (Москва, 9). Тренажёр для обучения работе на клавиатуре.
Арчвадзе Игорь (Москва, 8), Обухов Андрей (Москва, 9) и Филиппов Анатолий (Москва, 6). Тренажёр по азбуке Морзе.
Бурученко Наталья и Шостак Екатерина (Красноярск, 7). Модель игры "Цветные шарики".
Беркович Ян, Морозов Андрей (Свердловск, 7), Хасанов Алексей и Мохов Николай (Свердловск, 6). Игра "Локатор".
Балабанов Валерий (Омск, 6), Вольпер Дмитрий (Омск, 7), Барболина Светлана (Омск, 9), Названов Вячеслав,
Орлова Евгения, Сизонтов Евгений (Омск, 9) и Смирнов Роман (Курган, 7).
Тренажёр по правилам дорожного движения.
Секция "Прикладные программы"
Арнеладзе Георгий (Тбилиси, 9), Арнеладзе Екатерина (Тбилиси, 8), Чичуа Георгий (Тбилиси, 7),
Клячин Владислав (Свердловск, 8) и Верницкий Алексей (Свердловск, 9).
Кросс-транслятор для микрокалькулятора.
Казначеев Владислав, Каныгин Андрей (Ленинград, 9), Кюббар Хэйки, Ралдал Мартин, Саарсен Тоомас (ЭССР, п. Ныо, 10) и Саарсен Тыну (ЭССР, п. Ныо, 11).
База данных для ПЭВМ.
Иванов Александр, Поваров Дмитрий (Ульяновск, 9) и Тюгашев Андрей (Куйбышев, 7).
Документатор текстов.
Гантц Кристиан (ГДР, Галле, 12 класс гимназии), Финк Тило (ГДР, Хойерсверда, 11 класс гимназии) и Эберт Андреас (ГДР, Йена, 11 класс гимназии).
Программа "Форматирование текстов".
Крайсиг Андреас (ГДР, Лейпциг, 11 класс гимназии), Цициов Хартмут (ГДР, Франкфурт, 12 класс гимназии) и Янота Растислав (ЧССР, III класс гимназии).
Графическая система.
Добровольский Алексей, Новоходько Александр (Омск, 7), и Дорожкин Юрий (Омск, 9).
Построение аналитических изображений на ПЭВМ АГАТ.
Смирнов Роман (Курган, 7).
Анализ электрокардиограмм на ЭВМ.
Попков Юрий (Якутск, 9). Расчёт параметров термистора.
Пленарное заседание
Нишанов Гор (Фрунзе, 7). Пакет графических процедур.
Весёлый Владимир (ЧССР, Братислава, 2 класс гимназии) и Петровичева Катарина (ЧССР, Братислава, 3 класс гимназии).
Игра "Венгерские кольца".
Берзиньш Угис, Зепо Эдгар, Зелтиньш Петерис, Курмис Андрис и Шитц Мартин (Рига, 9).
Игры "Скорпион" и "Садовник".
Столярский Евгений, Шопен Анна, Бачанова Светлана, Коляда Наталья, Мартынов Виталий и Аксёнова Оксана (Ангарск, 9).
Модель калькулятора "Б3-34".
Брюханова Елена, Коробов Дмитрий, Нолле Максим, Громакова Светлана (Томск, 9) и Ежов Михаил (Томск, 10).
Пакет прикладных программ "Обучение методам сортировки".
Директор X ВЛШЮП Н.А. Юнерман
Приложение N 5 к отчёту о X Всесоюзной летней школе-слёте юных программистов
ПРОТОКОЛ заседания жюри конференции школьных научно-практических работ по программированию
1. Наградить Дипломами I степени и памятными подарками
ученика 9 класса СШ N 166 г. Новосибирска ГАВРИЛЕНКО Сергея за работы "База данных АИСТ" и "Исполнитель МУРАВЕЙ"
ученика 7 класса СШ N 61 г. Фрунзе НИШАНОВА Гора за работу "Пакет графических процедур"
ученика 9 класса СШ N 166 г. Новосибирска ЛОБОВА Андрея за работу "Пакет ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"
ученика 10 класса СШ N 13 г. Свердловска ТОЛСТОВА Феликса за работу "Игра УДАВ"
ученика 11 класса Ныоской СШ ЭССР СААРСЕНА Тыну за работу "База данных для ПЭВМ"
ученика 10 класса Ныоской СШ ЭССР СААРСЕНА Тоомаса за работы "База данных для ПЭВМ" и "Кросс-система на процессоре INTEL 8080"
ученика 10 класса Ныоской СШ ЭССР РАИДАЛА Мартина за работу "База данных для ПЭВМ"
ученика 9 класса СШ N 470 г. Ленинграда КАНЫГИНА Андрея за работы "База данных для ПЭВМ" и "Текстовый редактор"
ученика 9 класса СШ N 239 г. Ленинграда КАЗНАЧЕЕВА Владислава за работы "База данных для ПЭВМ" и "Структурный диалект ФОРТРАНА"
ученика 10 класса Ныоской СШ ЭССР КЮББАРА Хэйки за работы "База данных для ПЭВМ" и "Наглядные пособия на ПЭВМ APPLE-II.
учащихся 9 класса СШ N 10 г. Ангарска СТОЛЯРОВСКОГО Евгения, ШОПЕН Анну, БАЧАЛОВУ Светлану и КОЛЯДУ Наталью за работу "Модель микрокалькулятора "Электроника Б3-34"
учащихся 9 класса СШ N 1 г. Риги БЕРЗИНЬША Угиса, ЗЕПСА Эдгара, ШИТЦА Мартина, ЗЕЛТИНЬША Петериса и КУРМИСА Андриса за работу "Игры САДОВНИК и СКОРПИОН"
учеников 9 класса СШ N 41 г. Красноярска ПЕЧУРКИНА Виктора и ЛАРИНА Игоря за работу "Индукционный ток"
ученицу 9 класса СШ N 41 г. Красноярска КИСЕЛЕВУ Наталью за работы "Индукционный ток" и "Программа-компаратор для расчёта зарплаты"
ученицу 9 класса СШ N 41 г. Красноярска МАРТЫНОВУ Ольгу за работы "Индукционный ток" и "Подготовка базы данных для определения динамики успеваемости учащихся"
учащихся 9 класса СШ N 9 г. Томска БРЮХАНОВУ Елену, КОРОБОВА Дмитрия, НОЛЛЕ Максима и ГРОМАКОВУ Светлану за работу "Обучение методам сортировки"
ученика 10 класса СШ N 9 г. Томска ЕЖОВА Михаила за работу "Обучение методам сортировки"
ученика 11 класса гимназии им. Ю. Гронца г. Братиславы (ЧССР) ВЕСЕЛОГО Владимира за работу "Игра ВЕНГЕРСКИЕ КОЛЬЦА"
ученицу III класса гимназии им. Ю. Гронца г. Братиславы (ЧССР) ПЕТРОВИЧОВУ Катарину за работу "Игра ВЕНГЕРСКИЕ КОЛЬЦА"
ученика III класса гимназии им. Ю. Гронца г. Братиславы (ЧССР) ЯНОТУ Растислава за работу "Трёхмерная графика"
2. Наградить Дипломами II степени и памятными подарками
ученицу 9 класса СШ N 344 г. Ленинграда ПОПОВУ Елену за работу "Пакет ПРИСВАИВАНИЕ"
ученика 9 класса СШ N 30 г. Ленинграда МИХЕЕВА Егора за работу "Пакет ПРИСВАИВАНИЕ"
учащихся 9 класса СШ N 166 г. Новосибирска МИЛЮТИНА Дмитрия и ПОЛЯНСКОГО Олега за работу "Пакет ПРОИЗВОДСТВО СЕРНОЙ КИСЛОТЫ"
учащихся 9 класса СШ N 166 г. Новосибирска КУРЛЯНДЧИКА Владимира и ТУМАЙКИНА Михаила за работу "Пакет РУССКИЙ ЯЗЫК"
ученика 8 класса СШ N 68 г. Владивостока САРАНУ Дениса за работу "Построение графиков"
ученика 9 класса СШ N 23 г. Владивостока БОГДАНОВА Дмитрия за работу "Построение графиков"
ученика 8 класса СШ N 23 г. Владивостока АРТЕМОВА Александра за работу "Построение графиков"
ученика 6 класса СШ N 54 г. Ленинграда ШМИДТА Никиту за работу "Пакет ПРИСВАИВАНИЕ"
ученика 9 класса СШ N 239 г. Ленинграда ПОДНОСА Евгения за работу "Пакет ПРИСВАИВАНИЙ"
ученика 9 класса СШ N 6 г. Ульяновска ПОВАРОВА Дмитрия за работы "Документатор текстов" и "Сравнительная характеристика языка Паскаль в ОС РАФОС и ОС ЕС"
ученика 9 класса СШ N 2 г. Ульяновска ИВАНОВА. Александра за работы "Документатор текстов" и "Реализация генератора случайных чисел в ДОС РАФОС"
учеников 5 класса СШ N 41 г. Красноярска ФЕДОТОВА Алексея и ХВОСТЕНКО Олега за работу "Программа ЧАСЫ"
учащихся 6 класса СШ N 37 г. Омска НАЗВАНОВА Вячеслава, СИЗОНТОВА Евгения и ОРЛОВУ Евгению за работу "Тренажёр по правилам дорожного движения"
ученицу 9 класса СШ N 69 г. Омска БАРБОЛИНУ Светлану за работу "Тренажёр по правилам дорожного движения"
ученика 6 класса СШ N 66 г. Омска БАЛАБАНОВА Евгения за работу "Тренажёр по правилам дорожного движения"
ученика 7. класса СШ N 66 г. Омска ВОЛЬПЕРА Дмитрия за работу "Тренажёр по правилам дорожного движения"
ученика 7 класса СШ N 47 г. Кургана СМИРНОВА Романа за работы "Тренажёр по правилам дорожного движения" и "Применение муаровых эффектов при анализе кардиограмм"
ученицу 8 класса СШ N 36 г. Харькова НАТКОВИЧ Ольгу за работу "построение и преобразование графиков"
учащихся 9 класса СШ N 27 г. Харькова НЕВСКОГО Якова и ДМИТРИЕВУ Наталью за работу "Построение и преобразование графиков"
ученика 7 класса СШ N 27 г. Харькова ВАРШАВСКОГО Якова за работу "Построение и преобразование графиков"
ученика 10 класса СШ N 239 г. Ленинграда АРХАНГЕЛЬСКОГО Олега за работу "Речь для ЭВМ"
ученика 6 класса СШ N 130 г. Свердловска КЛЯЧИНА Владислава за работы "Кросс-транслятор для микрокалькулятора" и "Обучающая система МУРАВЕЙ"
ученика 9 класса СШ N 128 г. Свердловска ВЕРНИЦКОГО Алексея за работы "Кросс-транслятор для микрокалькулятора" и "Язык для обработки цепочки литер"
ученика 9 класса СШ N 10 г. Ангарска МАРТЫНОВА Виталия за работу "Модель калькулятора "Электроника Б3-34"
ученицу 9 класса СШ N 20 г. Ангарска АКСЕНОВУ Оксану за работу "Модель калькулятора "Электроника Б3-34"
ученицу 9 класса СШ N 40 г. Кишинёва БЕЛОУС Аллу за работу "Построение и преобразование графиков"
ученика 11 класса спецшколы г. Йена (ГДР) ЭБЕРТА Андреаса за работы "Форматирование текстов" и "Программирование в школах ГДР"
ученика 11 класса г. Хойерсведа (ГДР) ФИНКА Тило за работы "Форматирование текстов" и "Программирование в школах ГДР"
ученика 12 класса гимназии г. Франкфурта (ГДР) ЦИЦИОВА Хартмута за работы "Графическая система" и "Программирование в сколах ГДР"
ученика 11 класса гимназии г. Лейпцига (ГДР) КРАЙСИГА Андреаса за работы "Форматирование текстов" и "Программирование в школах ГДР"
ученика 12 класса гимназии г. Галле (ГДР) ГАНТЦА Кристиана за работы ''Форматирование текстов" и "программирование в школах ГДР"
3. Наградить дипломами III степени и памятными подарками
учащихся 7 класса СШ N 41 г. Красноярска ШОСТАК Екатерину и БУРУЧЕНКО Наталью за работу "Модель игры ЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ"
учеников 9 класса СШ N 23 г. Владивостока КИРИЧЕНКО Юрия, ПАНКРАТОВА Юрия и УСАТЮКА Владимира за работу "Электромагнитный контур"
ученика 9 класса СШ N 146 г. Харькова ПАСТУРА Дмитрия за работу "Пакет ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА"
учеников 9 класса СШ N 27 г. Харькова ЕРМАКА Юрия и КУРИННОГО Михаила За работу "Пакет ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА"
ученика 9 класса СШ N 37 г. Кишинёва ГОРБАЧЕВА Алексея за работу "Пакет ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА"
ученика 9 класса СШ N 1 г. Могилёва ВОРОБЬЯ Дмитрия за работу "Исполнитель МАШИНИСТ"
ученика 9 класса СШ N 65 г. Минска СУТИНА Дмитрия за работу "Исполнитель МАШИНИСТ"
ученика 9 класса СШ N 50 г. Минска СВЕРДЛОВА Михаила за работу "Исполнитель МАШИНИСТ"
учеников 8 класса СШ N 150 г. Куйбышева АРУТЮНЯНА Алексея и КОВАНЕВА Андрея за работу "Исполнитель ДЕЖУРИК"
ученика 7 класса СШ N 161 г. Куйбышева ГУТМАНА Илью за работу "Исполнитель ДЕЖУРИК"
ученика 9 класса СШ N 166 г. Куйбышева ВЛАСОВА Михаила за работу "Исполнитель ДЕЖУРИК"
ученика 8 класса СШ N 2 г. Куйбышева ЧИКАЕВА Андрея за работу "Исполнитель ДЕЖУРИК"
ученика 9 класса СШ N 2 г. Москвы ГЛЕЙЗЕРА Аркадия за работы "Тренажёр для обучения работе на клавиатуре" и "Медицинская диагностика"
учеников 5 класса СШ N 11 г. Ленинграда ПРИВОЛЬНЕВА Кирилла и КОРОЛЕВА Константина за работы "Реализация игры ЖИЗНЬ" и "Программа по математике для учеников 3 класса"
учениц 9 класса СШ N 166 г. Новосибирска ДИКОВСКУЮ Дину и КОРЕЙШУ Елену за работу "Лабораторная работа по курсу физики 6 класса"
ученика 9 класса СШ N 75 г. Омска ДОРОЖКИНА Юрия за работы "Построение аналитических изображении на ПЭВМ АГАТ" и "Пакет программ многозначной арифметики"
ученика 9 класса СШ N 2 г. Москвы КОГАНА Бориса за работы "Тренажёр для обучения работе на клавиатуре" и "Бой в памяти"
ученика 8 класса СШ N 27 г. Харькова ПУШНЮ Валерия за работу "Геометрия конических сечений"
ученицу 9 класса СШ N 130 г. Новосибирска СОБОЛЕВСКУЮ Тамару за работу "Пакет ТЕПЛОЁМКОСТЬ"
ученика 9 класса СШ N 166 г. Новосибирска ГОЛОВЧЕНКО Станислава за работу "Игра МЫСЛИТЕЛЬ"
ученика 7 класса СШ N 25 г. Куйбышева ТЮГАШЕВА Андрея за работу "Документатор текстов"
ученика 8 класса СШ N 23 г. Владивостока ПАКА Вадима за работу "Электромагнитный контур"
ученицу 8 класса СШ N 9 г. Томска ПОНОМАРЕВУ Ольгу за работу "Поиск квартиры"
ученика 9 класса СШ N 9 г. Томска МИФТАХОВА Рината за работу "Тест по теме "Электромагнитные явления"
ученику 8 класса СШ N 166 г. Новосибирска ФИЛАТОВУ Наталью за работу "Пакет "ТЕПЛОЁМКОСТЬ"
4. Наградить поощрительными призами за активное участие в конференции
ученика 9 класса СШ N 166 г. Новосибирска ГИМАУТДИНОВА Олега
учеников 9 класса СШ N 2 г. Москвы АНИСИМОВА Игоря и ОВЧИННИКОВА Евгения
учениц 6 класса СШ N 96 г. Свердловска ПУКИТ Светлану и АКИМЕНКО Ольгу
ученика 9 класса СШ N 58 г. Тулы КЛАРКА Павла
ученика 4 класса СШ N 330 г. Ленинграда МЕРКИНА Николая
ученика 6 класса СШ N 27 г. Харькова ТУЛЬБОВИЧА Александра
ученика 7 класса СШ N 15 г. Якутска РЕНТЦА Игоря
ученика 9 класса СШ N 130 г. Новосибирска ШПАКА Вадима
ученицу 8 класса СШ N 42 г. Тбилиси АРВЕЛАДЗЕ Екатерину
ученика 9 класса СШ N 37 г. Тбилиси АРВЕЛАДЗЕ Георгия
ученика 7-класса СШ N 4 г. Тбилиси ЧИЧУА Георгия
ученика 7 класса СШ N 4 г. Омска ДОБРОВОЛЬСКОГО Алексея
ученика 7 класса СШ N 123 г. Омска НОВОХОДЬКО Александра
учениц 9 класса СШ N 381 г. Москвы КАТЕКОВУ Марию, САМОЙЛЕНКО Наталью и ПАВЛОВСКУЮ Ирину
ученика 8 класса СШ N 9 г. Свердловска ЭНТЕМИ Александра
ученицу 9 класса СШ N 25 г. Улан-Удэ НАМХИЛОН Эльвиру
учеников 8 класса СШ N 121 г. Свердловска МОХОВА Николая и ХАСАНОВА Алексея
учеников 7 класса СШ N 121 г. Свердловска БЕРКОВИЧА Яна и МОРОЗОВА Андрея
ученицу 9 класса СШ N 11 г. Гомеля СТАНКЕВИЧ Татьяну
ученика 8 класса СШ N 33 г. Ульяновска КРИВЦОВА Дмитрия
учеников 9 класса СШ N 7 г. Ульяновска БЕЛОВА Вячеслава и ВОЛЬНОВА Валерия
ученицу 7 класса СШ N 12 г. Ульяновска ЕЛИСТРАТОВУ Светлану
ученицу 9 класса СШ N 10 г. Полоцка КУНЦЕВИЧ Ирину
ученицу 9 класса СШ N 31 г. Витебска РАСКИНУ Инессу
ученицу 9 класса СШ N 36 г. Пинска КОВАЛЕВУ Жанну
ученицу 9 класса СШ N 1 г. Гродно ФРИДБЕРГ Руту
ученика 10 класса Покруойской СШ ЛитССР ЖАНДАРИСА Айдаса
ученика 10 класса Йонавской СШ N 1 ЛитССР ЯУГЕЛЯВИЧЮСА Рямигиюса
ученика 10 класса СШ N 4 г. Каунаса СТАУГАЙТИСА Видаса
ученика 10 класса СШ N 2 г. Биржай ДИЛИСА Альмантаса
ученика 10 класса СШ N 31 г. Вильнюса БЕНДИНСКАСА Витолиса
ученика 8 класса СШ N 9 г. Томска САНКЕВИЧА Дмитрия
учеников 7 класса СШ N 9 г. Томска ПРОТАСОВА Евгения, АРШИМОВА Михаила и БАЛИНА Дмитрия.
5. Наградить грамотами редакция газеты "Пионерская правда"
ФЕДОТОВА Алексея
ПРИВОЛЬНЕВА Кирилла
КОРОЛЁВА Константина
6. Наградить Почётными грамотами и памятными подарками за помощь в организации и проведении Школы учащихся Советского района г. Новосибирска
ЛЬВОВА Юрия
КУРЛЯНДЧИКА Владимира
БЕРХОЕРА Марка
7. Просить Новосибирский обком комсомола наградить грамотами за активное участие в подготовке и проведении школы следующих студентов и школьников г. Новосибирска
ГЛАГОЛЕВУ Наталью
ВАСЕНЕВУ Евгению
БУДНЕВУ Анастасию
ПОГОСЯНА Николая
ПЕТРОВА Андрея
8. Наградить памятными подарками и грамотами за помощь в организации и проведении школы студентов
МУЗЫЧЕНКО Евгения - НЭТИ
ЕЛИНЕР Еву - НЭТИ
9. Рекомендовать для приглашения на следующие Летние школы