Передовица » Макулатура » Из архива академика Ершова » Почему нам не нужен КУВТ-86 и почему нам нужен АГАТ?!

Почему нам не нужен КУВТ-86 и почему нам нужен АГАТ?!

Ссылка на скан документа в архиве академика Ершова.

С.П.Митрофанов, учитель-методист, учитель математики и информатики средней общеобразовательной школы # 19 г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

В 1985 году вышла книга Г.А.Звенигородского "Первые уроки программирования", в которой он отлично изложил методику начального обучения программированию на языке РОБИК школьников младших и средних классов обычной общеобразовательной школы. РОБИК - отечественный язык программирования, хорошо реализованный на персональном компьютере "АГАТ". В настоящее время новосибирскими школьниками под руководством Н.А.Юнерман и учениками других школ страны разработаны все исполнители РОБИКа. Есть авторитетное мнение о необходимости повторения тиражирования книги Г.А.Звенигородского в комплекте с дискетткой, с записанными на нее Робиком и его исполнителями.

Если школы будут иметь КУВТы, а не АГАТы, то это означает, что такая большая работа была проделана напрасно и рухнет перспектива переиздания вышеуказанной книги в новом ее качестве. Уже сейчас школьники 3-6-х классов могут смело открыть книгу "Первые уроки программирования" и самостоятельно познакомиться с основными алгоритмическими конструкциями, научиться программировать на языке Робик, пользуясь исполнителями Дежурик, Машинист, Арифметик, Том Сойер, Чертежник, Муравей и другими. При поставке КУВТов в школы мы, тем самым, лишаем младшего и среднего школьника возможности знакомства с языком Робик! Но ведь с помощью РОБИКа методически целесообразно осуществлять пропедевтику информатики и программирования в 3-6-х классах, тем более, что по учебным планам будущих 90-х годов информатика будет преподаваться в 6 классах! В связи с этим необходима широкая методико-педагогическая апробация языка Робик уже сейчас. И такую апробацию можно провести на Агатах. Вот почему они нам нужны.

Самой убедительной причиной необходимости Агата, как школьной машины, является то, что под руководством академика Андрея Петровича Ершова Г.А.Звенигодским и его учениками реализована на персональном компьютере "Агат" программная система "Школьница" с указанным выше языком Робик и учебно-производственным языком РАПИРА. Программная система "Школьница" была специально, и это мы хотим подчеркнуть, специально создана для учебно-воспитательного процесса. Язык РАПИРА повторяет все основные алгоритмические конструкции действующего сейчас в школе алгоритмического языка. На Рапире очень удобно и эффективно можно поставить обучение профессии "оператор-программист ЭВМ", и это доказано школами Новосибирска, Москвы, Тюменской области и другими. И при наличии такого мощного программного обеспечения для школ нам предлагают ставить в школы КУВТ! Нам думается, что это серьезная ошибка. Почему? Во-первых, на КУВТ не реализована ПС "Школьница", во-вторых, на КУВТ ее невозможно реализовать в полном объеме, а урезанный вариант нам не нужен! И в-третьих, зачем расточительно тратить средства и программистские силы на повторение того, что уже создано и очень хорошо работает на отечественном компьютере "Агат"!

К сожалению, наша педагогическая общественность плохо знает все возможности языка Рапира, и положение необходимо исправить появлением публикаций по Рапире в методических журналах. Запись программ на Рапире ведется на русском языке, что немаловажно для советского школьника. Язык Рапира процедурный, и это позволяет руководители группы программистов легко делить задачу на части, зная квалификации каждого иного программиста. Руководителем такой группы может быть не только педагог, но и школьник - ведущий программист, т.е. тот, кто показал исключительные способности к информатике и программировании, он может самостоятельно ставить перед собой задачи, алгоритмировать их на языке РАЯ и кодировать на РАПИРЕ. Язык Рапира - развивающийся язык. Поэтому советские учителя информатики имеют возможность удовлетворения своих запросов к программной системе "Школьница", обратившись непосредственно к ее разработчикам в Академгородок г. Новосибирска.

Практически, программы на Рапире, учащиеся начинают писать после первого часового занятия кружка "Юный программист" для 6-8-х классов, и так как на Рапиру, как ни на один из школьных языков, имеется подробная и очень удобная для изучения документация, в достаточной мере методически проработанная, то вопросов по программированию в системе "Школьница" обычно у учеников не возникает, и каждый может двигаться в освоении программирования с той скоростью, которая ему удобна.

Следующая причина состоит в том, что КУВТ-86 вообще не пригоден для обучения профессии "оператор-программист ЭВМ". Такое обучение у нас проводится по экспериментальной программе Брежневского УПК Москвы. Как известно, на весь класс КУВТ-86 дается всего лишь 20 дискетток, а на класс "АГАТ", состоящем из 13 автономных машин -130 дискетток! Поэтому мы уже сейчас имеем возможность дать каждому программисту, работающему на Агате, личную дискеттку, и в коробочке для дискетток, находящейся около каждого компьютера имеется еще четыре загрузочных диска с языками программирования Рапира, Бейсик, Форт, Ассемблер, с системой подготовки текстов "Агат-автор", электронной таблицей, основными утилитными программами и ППП. Нужно учесть и тот фактор, что ведущие программисты школы, работающие много, имеют по 5-7 рабочих дисков. Учащемуся на уроке и занятии по профессии не нужно ждать, пока учитель найдет ту или иную дискеттку, пока он со своего учительского компьютера загрузит системную или прикладную программу, утилитт или игрушку для отдыха. Учителю не нужно ежеминутно обслуживать класс, выполняя функции лаборанта, он не отвлекается и эффективно занят своим непосредственным педагогическим делом. Это еще одно из преимуществ кабинета информатики, построенного на ПК "Агат".

Теперь, уважаемый читатель, представьте себе на минутку, что произойдет, если сломается хотя бы один из двух дисководов ДВК-2М или сама ДВК, связанная локальной сетью с еще 12-ю БК0010. Все ... И урок, и занятие по профессиональному обучению будут сорваны. Разве можно такое допускать? Несовершенство ДОС КУВТа привело к тому, что один из дисководов всегда должен быть занят диском, это ли нерасточительное пользование ресурсами машины! А в классе "АГАТ" все рационально: загрузи необходимую программную систему, вставь рабочий диск и твори, выдумывай, пробуй, никому не мешая и не испытывая зависимости от капризов центральной и единственной машины с дисководом.

Страшно подумать, что у КУВТ затрется диск с операционной системой или рабочий диск класса, куда по несовершенной локальной сети сбрасываются рабочие программы учащихся. Это же будет трагедия!! Одно дело, когда ученик сам, в силу пусть даже объективных обстоятельств, затер диск и только свой, а другое дело затерт диск с программами всех, да еще может быть по вине самого учителя. Уроки же, использующие Агаты, свободны от таких неприятностей, тем более, что опытные программисты имеют возможность вторую сторону дискетты использовать для дубля основных своих работ. Учащиеся, пользующиеся услугами КУВТ-86 такой возможности не имеют.

Позвольте, скажет читатель, но ведь к любой машине КУВТа можно подключить магнитофон, играющий роль долговременного запоминающего устройства. Да, можно пользоваться магнитофоном, но правда состоит в том, что он очень медленно производит поиск информации на магнитной ленте, что, к сожалению, появляется дополнительная трата времени на запись двух-трех дублей и что приходиться быть в постоянном напряжении и недовольстве машиной из-за бесконечных ошибок ввода-вывода, порождаемых бытовыми магнитофонами, очень редко совместимыми между собой. Поэтому программа, записанная на одном магнитофоне, обычно не читается на другом. Опыт эксплуатации "Агатов" показал, что из 13 дисководов класса "АГАТ" 11-ть дисководов полностью совместимы и легко поддаются настройке. Вот почему так широк активный обмен программами у программистов-агатовцев.

Мы много и часто говорим о постановке кружковой работы. Что привлекает учащегося к компьютеру в первую очередь? Конечно, игрушка, скажете Вы. Так вот. При пользовании КУВТом учителю нужно загружать одну игрушку на всех, или долго и нудно грузить разнообразные игрушки на все 12 компьютеров. При пользовании автономными АГАТами учащийся, пришедший к нам на кружок "Занимательный компьютер", сам решает когда, какую игрушку ему загрузить, потому что он сам может взять игровой диск из дискеттной коробочки. Игрушек на Агате много, как в кодах, так и на Бейсике и на Рапире.

Что говорить, не воспитаешь ведущего программиста на КУВТе. Ведущий программист владеет ассемблером. А на БК0010Ш он примитивен и неудобен. Большие возможности для творчества открывает школьнику "Агат*. В его программном обеспечении имеется замечательный ОТЛАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС, включающий в себя ассемблер для микропроцессора 6502 (а это означает сохранение линии Apple), редактор, ДОС, отладчик и даже трассировщик, показывающий пошаговое выполнение программы во всех регистрах процессора. После загрузки такого мощного отладочного комплекса, все это в памяти хранится одновременно и остается еще более 54К! Диск с отладочным комплексом можно вынуть после загрузки, вставить другой и работать с ним уже как с рабочим. Скажите, можно ли не пользоваться таким замечательным комплексом, развивающим творческие способности школьника? Мы считаем, что нет. Скажите, что нам важнее: примитивное представление о возможностях компьютера или глубокое знание об изучаемом предмете?

Нам хочется подчеркнуть, что внеклассную работу по информатике и вычислительной технике можно поставить на высоком уровне, как этого требует Реформа школы и перестройка, на машинах, близких к ПК "Агат" или превосходящих его. Примитивизм очень быстро будет понят школьниками, их интерес упадет. Зачем ждать каких-то лучших времен, если они и так уже лучшие: Агат есть, его делают, но фондов у Минпроса СССР на него нет! Это, товарищи, плохо. Плохо то, что мы не можем обучать школьников на той технике и на том программном обеспечении, которые уже давно созданы и существуют, были специально задуманы и сделаны для школьного учебно-воспитательного процесса, а мы от них отвернулись. Это неправильно. Нужно и надо направлять Агаты и его замечательное программное обеспечение в школы страны.

Продолжим доказательства необходимости Агата в школах.

Совсем непонятно, как с помощью КУВТ можно обрабатывать школьную документации, как можно руководить учебно-воспитательным процессом. А с помощью Агата это можно уже сейчас. Как мы уже упоминали, в арсенале ПО Агата есть система подготовки текстов "Агат-автор" <на которой, кстати, и была подготовлена эта статья) и электронная таблица. С помощью этих систем можно изготовлять все школьные документы по ГОСТу, привлекая к этому делу школьную инициативную группу делопроизводителей. Для Агата написана База данных в Волгоградском политехническом институте. Недалеко то время, когда Агат будет оснащен винчестерским диском. Это реальные возможности создания АСУ школы. Нам возразят, что пока винчестера у Агата нет. Но блок питания у Агата так солидно сделан, что он запросто тянет 4 дисковода даже при напряжении в сети 180 вольт! На четырех дисководах можно делать пусть простую, но базу данных, как часть АСУ школы.

В Компьютерном центре Московского Лианозовского завода (Дмитровское шоссе, 115) установлено электронное мозаично-матричное табло, отображающее полную страницу экрана дисплея Агата. О таком табло давно мечтают руководители школ. Его можно устанавливать в рекреациях, или, например, можно поместить на переднюю стенку Машинного зала школьного кабинета информатики. Вот вам и мгновенная подача визуальной информации для всеобщего обозрения.

У БК0010Ш экранная страница одна. Она и текстовая, она же и графическая. Это не позволяет делать удобный текстовый экранный редактор. Для Агата же имеются разнообразные текстовые редакторы и есть графический Волгоградский редактор "RESSI", поддерживающий 8 цветов. Здесь возможно приложение сил юных художников и мультипликаторов. КУВТ-86 и здесь проигрывает. На КУВТе любители компьютерной графики не смогут создать мультфильм, потому что графическая страница у БК0010 лишь одна, а у Агата их 4-е, что позволяет программисту показывать то одну, то другую страницу, и это делается мгновенно, незаметно для глаза. Программа их меняет, и пока показывается одна, рисуется и готовится для показа другая. Это хорошая мультипликация, лишенная недостатка БК0010: мигания картинок.

Удобства для программиста у Агата еще более выражены. Бейсик КУВТ-86 оставляет пользователю только 6К свободной памяти, а Бейсик Агата - 43К, да еще 14К для двоичных программ. Рапира Агата оставляет пул объемом в 32К и можно дозагружать память еще и с диска. Это мы говорим потому, что мы уже сейчас всерьез разрабатываем и создаем обучающие программы и у нас созданы такие, которые занимают до 32 и более килобайт. Так на чем будут поставлено обучение предметам лучше на Агате или КУВТе? Представьте себе, что идет урок повторения, и каждый учащийся вправе загрузить ту тему, которую он плохо знает. Бедный учитель, владеющий КУВТом, к его дисководу по локальной сети будет очередь, это раз и он не будет иметь достаточно больших и емких программ. У БК0010 нет дисковой операционной системы, а у Агата есть? Время не ждет и имея великий энтузиазм школьника, мы уже готовы сейчас делать программное обеспечение для уроков, тем более, что есть и соответствующее руководство.

БК0010 был задуман как домашний компьютер. И надо отдать ему должное: это хороший компьютер для дома, но плохой компьютер для школы. Мы считаем, что в школы сейчас должна идти лучшая техника, а не худшая. Уже сейчас в г. Новосибирске у Н.А.Юнерман, в г. Переславль-Залесском у Ю.А.Первина и в Компьютерном центре Лианозовского электромеханического завода, в НИИШОТСО и НИИВК делают чудеса: на Агатах воспитываются школьники, которые к 10-му, 9-му и даже к 7-му и 8-му классу работают как профессиональные программисты. Здесь так ярко засверкали ребячьи таланты. Это ли не успех школьной информатики!

Хочется несколько слов сказать и о транспортабельности Агата. Мы любой Агат можем взять с собой в деловую поездку, в путешествие или на Летнюю школу Юного программиста на Черном море для школьников из Ханты-Мансийского автономного округа. Агат не боится перевозок. Он легкий и два ученика отлично справляются с его осторожной перевозкой в специализированной легкой упаковке.

Нам могут сказать: у КУВТа есть локальная сеть, а у АГАТа ее нет. Ответим: для АГАТа разработана Локальная сеть, связанная как с языком Бейсик, так и с языком Рапира, причем у КУВТа сеть связана с одной центральной машиной, а у АГАТа все машины имеют одинаковый аппаратный приоритет и выход из строя любой машины сети Агат, не приводит к остановке всей сети. Сеть АГАТ проходит стендовые испытания и скоро будет поставляться школам. И в таком случае, Агатовские кабинеты информатики смогут пользоваться услугами электронной почты и проводить телеконференции, если учесть, что у каждого Агата есть дисковод.

Будущее Агата таково, что для него разрабатываются такие языки программирования, как ПАСКАЛЬ, ГРАФОРТ и СИ. И очень бы хотелось, чтобы Агат заимел в своем программном арсенале "Е-практикум". В 1988 году Московский Лианозовский электромеханический завод начнет выпуск нового более совершенного Агата - "Агат 9". Эта машина имеет такую особенность: она совместима как с предыдущими моделями Агата, так и с персональным компьютером корпорации Арр1е, причем переключение из режима "АГАТ" в режим "APPLE" происходит программным путем. У "Агата 9" на генеральной плате будет 6 свободных разъемов. В любой из них можно вставить какой-либо модуль, например, даже тот, который изготовлен для ПК Арр1е. Мы будем иметь возможность пользоваться всем программным обеспечением, созданным американской корпорацией Apple. У "АГАТ-9" будет минимальный объем ОЗУ в 128 Кбайт и два дисковода: один на 840 Кбайт, другой на 140 Кбайт. У этого Агата будет модуль ФСПЛ на 8-ми дорожечную перфоленту. Новый Агат будет обладать еще одним достоинством: у него будет ввод с телекамеры. А это значит, что на принтерах СРА-80 и EPSON FX-85, которыми оснащается Агат, можно выводить любые фотографии и картинки. Уже сейчас готов 8-ми голосовой синтезатор звука для Агата. Такая машина нужна народному образованию для уроков музыки и композиции, тем более, что давно работает на Агате программная система МУЗА, созданная С.А.Чельдиевым и его товарищами в Новосибирской госконсерватории. Разве это не обучение с помощью компьютера музыкальной грамоте? Вот, почему нам нужен Агат.

В настоящее время Лианозовский завод имеет более 300 программных систем и пакетов прикладных программ корпорации Арр1е. Можно себе представить, какие творческие контакты возможны между зарубежными и советскими школьниками в области информатики и программирования, использующими в своей работе персональные компьютеры АГАТ и Арр1е. Вот где будет настоящий обмен опытом в программировании на микропроцессор 6502. О таких полезных международных связях, как известно, есть договоренность правительств СССР и США. В этой связи совершенно очевидна необходимость сохранения линии Арр1е у нас в стране. Такую линию нужно всячески развивать и поддерживать, что поможет дальнейшим дружественным связям советских и американских школьников, начавшиеся с незабываемой поездки советских новосибирских школьников в США, вместе с академиком А.П.Ершовым, а затем и в ответном приезде американских школьников в Москву и Новосибирск.

Большой интерес к программному обеспечении "Агата" и особенно к ПС "Школьница" проявили американские профессора информатики Рашелл Геллер и Диана Мартин. Тем более, что англоязычная версия Рапиры давно сделана и реализована на персональном компьютере APPLE-II учениками Г.А.Звенигородского и А.П.Ершова.

Конечно, это полемическая статья. В ней есть непонятные места. И я приглашаю товарищей к продолжению разговора: напишите, кто не хочет класс "АГАТ", а хочет класс "КУВТ-86" и почему. А автор этих строк готов купить Агаты у любой организации, которой они не нужны, но вряд ли такая найдется...

Обычно бывает так: кто не имеет Агатов и не программировал ни разу на РАПИРЕ, тот всячески ругает и Агаты и Рапиру. Это удивительное свойство некомпетентности - ругать то, что сделали дома, и хвалить то, что сделано за рубежом. Хотя автор этой статьи встретился и с очень хитрым человеком. Тот специально распространял слух о том, что Агат это очень плохая отечественная вычислительная машина, а Рапира - это вообще задрипанный язык. А сам, в тайне от всех, ухмыляясь по вечерам и потирая руки, предвкушая будущие удовольствие, ждал наряд на Агаты и мечтал о тех счастливых днях, когда он и его друзья по работе станут работать на Агатах. "Почему он такой плохой дяденька?" - спрашивают дети. "Да, потому," -отвечаю я, - "что он знает, как мало делают Агатов, не более 4000 машин в год!".

Мне сразу скажут: "А клавиатура?" Успокойтесь: клавиатура у Агата не хуже, чем у КУВТа, но ее кнопки клавиш нужно смазать техническим вазелином, тогда не будет дребезга и скрипения, а с помощью инженера-электронщика осадить все кнопки на плату клавиатуры, чтобы не было перекосов. Дело в том, что смазка с металлических мембран кнопок улетучивается при теплонагреве клавиатур на заводе до 60 градусов при технологических испытаниях.

К каждому Агату можно подключить цветной телевизор с диагональю трубки в 61 см. Это простое подключение производит техник или инженер за 2 часа работы.

Все эти сегодняшние и завтрашние реальные возможности ПК Агат очень привлекают школьников. Они с нетерпением и надеждой смотрят на нас, взрослых, потому что уже успели познать радость от изучения информатики и программирования, кто в школе, кто на летних школах юного программиста, кто на ВДНХ, кто в КЦ ЛЭМЗ, радость от общения с персональным компьютером "АГАТ". И они очень и очень просят товарищей из Министерства просвещения СССР прислушаться к их просьбам и дать в школы, где имеется возможность постановки компьютерной грамотности так, как это может быть и было запланировано через 5 лет, дать в эти школы уже сейчас, дать сегодня Агаты, получив фонды на них у Минрадиопрома.

Мы думаем, что огромная просьба детей и нас, педагогов-практиков, окупится, поверьте нам, сторицей там, где реально, уже сегодня, чувствуются результаты компьютерной грамотности. Базовые предприятия школ, даже вышедшие на рубежи самофинансирования считают, что экономить на образовании в нашей перестройке не следует, и что это вредная, никому не нужная мысль.

В заключение хочу сказать, что развитие лучшей отечественной вычислительной техники типа АГАТ и отечественных школьных языков программирования типа РОБИК и РАПИРА это наша, мы думаем, первоочередная задача в компьютеризации народного образования, решение которой поможет нам реализовать проблему распространения компьютерной грамотности с большим эффектом и качеством.

* * *

Использование материалов проекта agatcomp без получения предварительного письменного разрешения agatcomp запрещено.


Почта для обратной связи: mail@agatcomp.ru


Живое общение по теме Агата: Telegram группа Agatcomp.


Накопленные знания и проекты: тематический ФОРУМ.


© 2004-2024 agatcomp.su / agatcomp.ru

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *