≡ Передовица » Hardware » Манипуляторы » Пульты/джойстики
Пульты/джойстикиКак известно, классический джойстик в 80-е выглядел как "палка" для направлений и две кнопки "действие". Конструкция кнопок "действие" реализовалась по принципу ВКЛ/ВЫКЛ. Конструкция рычага направления могла быть дискретной и аналоговой. Дискретный. По сути 4 кнопки для направлений, т.е. куда наклонил, та и сработала. ВКЛ/ВЫКЛ. Самый простой и распространенный тип. Прим. Kempston для ZX. Аналоговый. На горизонтальной и вертикальной осях установлено по переменному резистору, каждый отклоняется на какой-то угол при наклоне ручки. Т.е. софт может определять как сам факт наклона, так и уровень наклона. Прим. GamePort для IBM PC. Игровой порт у АГАТа аналогового типа, с двумя независимыми кнопками "действие". Достался в наследство, и по функционалу полностью повторяет аналогичный у Apple//. Т.е. взаимное размещение регуляторов и кнопок совпадают 1 в 1. * * *Штатные пультыВ комплекте с АГАТом поставлялись игровые пульты, похожие устройства поставлялись и с Apple 2. В различных документациях всегда указывался децимальный номер пультов - Фг3.057.017. Однако, электрические схемы разных лет производства несколько отличались. Схема манипуляторов. Версия 1 (родные для Агат-7): Версия 2 (родные для Агат-9): R1 - Похоже рудимент, оставшийся от времен использования на ранних агатах микросхем серии 155. Как известно, сериям 555 и 1533 для лог. "1" можно подавать на вход напрямую напряжение питания. Для серии 155 это недопустимо, только через резистор. Но у всех серийных Агатов (после 85 года точно), кнопки подключаются ко входам К555КП15. Резистор R1 там не нужен. Но его могли ставить как меру предосторожности, чтобы при неправильном монтаже или замыкании в разъеме не посадить +5 В на землю. Возможно подключение Apple пультов или аналогового Apple джойстика к агату и наоборот только поменяв разъем. По схеме заводских пультов Apple видно что они выполняет точно такую же функцию. Присутствует подтяжка кнопок к массе (резистор 510 Ом), ведь на материнской плате у Apple резисторов нет. Резистор, который у агатов R1 - отсутствует совсем - оно и понятно. Переменные резисторы ручек так же 150кОм но подключены по упрошенному варианту - задействованы только 2 контакта, т.е. нет защиты, как у Агата, от плохого контакта на резистивном слое. Вероятно были очень качественные комплектующие. Варианты подключения IBM PC совместимого джойстика к Apple подходят и для Агата. * * *Варианты подключения дискретных джойстиковВо многие игры предпочтительней было играть джойстиком а не пультами, но наша промышленность, в основном, производила джои с расчетом на дискретный тип. Поэтому многие пользователи, подключали на АГАТовский порт дискретный джой. Вокруг кнопок лепится какая-то схема, которая так или иначе изображает из кнопок переменный резистор, зафиксированный в каких-то положениях. Понятно что для софта где важна точная координата ручки, такой вариант не подойдет, но для обычных достаточно. Ниже приведена схема, найденная на Агатовском диске. Не исключено, что вполне рабочая. Если у вас есть возможность проверить её на Агат-7 или Агат-9 - пишите нам. * * *Документация от периферии и устройств сторонних производителей, а так же фирменные брошюры к софту (напр. Маркис, Диалект, Fantavision) - распределены по предметным страничкам и находятся в тематических разделах.ЮСН джойстик
Цитата из рекламы:
Как известно, игровые пульты - это не что иное, как джойстик класса APPLE, только разделенный пополам. Однако играть с помощью только одних пультов не всегда удобно. Джойстики, прелагаемые предприятием 'ЮСН', работают только совместно с игровыми пультами, что дает возможность играть как тем, так и другим без каких-либо переключений. Кроме того, джойстики других фирм, адаптированные для ПЭВМ 'АГАТ', на некоторых ПЭВМ не сохраняют нейтральное положение. Наше техническое решение позволяет подобрать устойсивое нейтральное положение для любой ПЭВМ 'АГАТ-9' вращением ручек пультов, что доступно каждому. Пока не ясно, будет ли работать такой джой с Агат-7. * * ** * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * |